10 мар. 2015 г.

Stern-Combo Meissen "Weisses Gold" (1978)


Никто не знает, где находится его могила. Зато доподлинно известно одно: алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682–1719) удалось изготовить первый европейский фарфор. В собственных лабораторных опытах сын чеканщика монет никогда не разменивался на мелочи. С юного возраста он искал способ получения золота в домашних условиях. И хотя авантюрное предприятие обернулось длительным тюремным заключением, а впоследствии и смертельной болезнью, Бёттгер своего добился. Открытый им секрет "изысканнейшей глазури" стяжал славу мейсенской фарфоровой мануфактуре, придав производству поистине "золотой" статус. Жаль только, что разработчик метода не успел насладиться заслуженным успехом...
Спустя почти двести шестьдесят лет после смерти алхимика рок-группа из ГДР Stern-Combo Meissen решила почтить память именитого земляка. К тому моменту актив команды измерялся неслабым игровым опытом (датой основания SCM считается 1964 год) и единственной пластинкой, записанной в концертных условиях. Если на стадии дебюта ансамблю вполне хватило эклектичного разброса от высококачественного поп-арта до недюжинной прог-адаптации "Ночи на Лысой горе" Модеста Мусоргского, то диск "Weisses Gold" стал серьезной заявкой на подлинную концептуальность. Тут, конечно, отдельное спасибо надо сказать продюсеру Фолькмару Андрэ. Экс-техник лейбла AMIGA поверил в актуальность замысла подчиненных и обеспечил прекрасные условия для студийной деятельности. В процесс вовлекли Симфонический оркестр Берлинской академии музыки имени Ханса Эйслера, пригласили профессионального актера-чтеца Эрнста Калера, Хор дислоцированного в столице Восточной Германии гвардейского полка "Феликс Дзержинский". Впрочем, двигателем масштабной рок-пьесы все равно являлись штатные исполнители. И они безукоризненно озвучили свои роли.
Хитросплетение оркестрового пафоса, клавишного симфо-арта и удалого гитарного фьюжн-фанка ("Ouvertüre") сменяется рассудочным инструментальным краут-космосом "Der Traum" с мистическим вокализом Лотара Крамера и Норберта Егера. Невзирая на психоделический абрис произведения, ему не чужд определенный академизм, угадываемый в деталях. Маршевый ритм, органно-синтезаторные арпеджио и немецкая лирика недурно дополняют друг друга в контексте этюда "Des Goldes Bann", за которым следует драматическая глава "Der Goldmacher" с проникновенной партией струнных. Закрученный сюжет "Die Flucht" разом убивает двух зайцев: тут и нахальный "демократический" кукиш интеллектуальным эстрадникам вроде Алана Парсонса + скоростной виртуозный прог-рок в лучших традициях жанра. Любителям глубокомысленных повествований предназначена 9-минутная оратория в мрачных тонах под названием "Zweifel". Сочинение "Die Erkenntnis" интересно сочетанием высокого романтизма с эффектным электрическим жонгляжем. А воинственный декларативный финал "Weißes Gold" хоть и намекает на тайную привязанность композитора-клавишника Томаса Курцальса к массовым оперным сценам, но комплексной структуре альбома совсем не противоречит.
Резюмирую: солидный образец тевтонского симфо-арта с эстетским уклоном, не лишенный умеренных поп-блесток. Более чем достойная альтернатива пресной нео-жвачке, рекомендую. 


Stern-Combo Meissen

4 комментария:

Michael комментирует...

Великолепная рецензия, с подькмом,
в прочем,как всегда
все ,что я читаю на этом блоге:одна ремарка

Лотар Крамер -играет на клавишных ,
не поет совсем,
а Норберт Егер -перкуссионист и немного шумов на Муге,
иногда второй голос,
вокалисты здесь
Райнхольд Фисслер
и
Вертер Лозе
барабанщик и певец группы Лифт

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за отзыв и замечание. Но я ориентировался на информацию с конверта. Где, кстати, обозначены бэк-вокальные функции Крамера и Егера. Понятно, что все лид-партии исполнили Фисслер и Лозе, но хоралы, если моя догадка верна, принадлежат вышеуказанным товарищам.

30277 комментирует...

великая группа. мои любимчики еще с 70х. первые четыре альбома - проговый мастхев, пятый очень неплох и выглядит слабее только на фоне предыдущих. дальше, увы, тишита..

было бы здорово увидеть рецензии и на другие номерные Штерны.
1977 Stern-Combo Meißen
1979 Der Weite Weg
1970 Reise Zum Mittelpunkt Des Menschen
1982 Stundenschlag

и еще выпущеный в 1996 самый-самый ранний
1976 Live

Марк

расклад по персоналиям
Leader – Martin Schreier
Leader Vocals – Reinhard Fißler, Werther Lohse
Harmony Vocals – Lothar Kramer, Norbert Jäger
Narrator – Ernst Kahler

Keyboards – Lothar Kramer, Thomas Kurzhals
Bass – Bernd Fiedler
Drums – Werther Lohse
Percussion – Norbert Jäger

Choir – Chor Des Wachregiments "Feliks Dzierzynski" Berlin
Orchestra – Sinfonieorchester Der Hochschule Für Musik "Hanns Eisler" Berlin

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за комментарий, Марк. Поскольку в коллекции есть все диски SCM, постараюсь по возможности со временем осветить и остальные.

С уважением,
С.