3 мар. 2015 г.

Progenesi "Ulisse l'Alfiere Nero" (2013)


Свежее имя на итальянской арт-сцене нового времени. Толково написанный пресс-релиз информирует: участники Progenesi обладают немалым игровым опытом. Кто-то из них успел поучиться в Миланской консерватории, другие тесно взаимодействовали с региональными коллективами "интеллектуальной" направленности. Отсюда любопытная смесь музыкальных настроений. "Курс молодого бойца" по версии квартета из Лаккьяреллы включает в себя азы классического прог-рока 1970-х (ELP, Genesis, Le Orme, PFM) и британской психоделической школы (Pink Floyd, Porcupine Tree); внимательное изучение симфонических опусов Бетховена, лирических этюдов Шопена, композиционных идей Бартока и других новаторов рубежа 1900-х годов; плюс умение ориентироваться в сложных джазовых гармониях (Колтрейн, Брубек, Расселл). Подразумевается, что сами члены Progenesi заявленным требованиям отвечают в должной мере, а потому их вводное детище – проект достаточно амбициозный. Основой концепт-истории выступает гомеровская "Одиссея". Точнее, отдельные смысловые линии эпоса. А учитывая сугубо инструментальное происхождение наших героев (редкостная черта для средиземноморских исполнителей, тотально одержимых страстью к вокалу), подобный расклад становится интересным вдвойне.
Материал, сочиненный клавишником Джулио Стромендо, изрядно пропитан ретро-флюидами. Разумеется, использованием аналоговых синтезаторов сейчас никого не удивишь. Но дебютанты Progenesi чертовски здорово инкорпорируют энергетический органный напор ранних The Nice и хард-роковые вензеля гитары (ответственный – Патрик Матроне) в структуру модернистски очерченного ритма. Уместным выглядит и эпизодическое присутствие виолончелиста Иссеи Ватанабе на разудалом празднике жизни. Короче говоря, контрольная фаза под названием "La Gioia della Pace" – истинная радость для любителей "винтажного" центростремительного прогрессива. Дальше следует не менее эффектная вещь, хотя и совершенно иного плана. Номер "La Strategia" инспирован академическим наследием гениального Белы Бартока, конкретно – его Сюитой для фортепиано (op. 14). А это означает, что впереди распахивается широкое поле экспериментов с темпом, дерзкая высадка джазового десанта посреди густого неоклассического массива (стоит отметить мастерство басиста Дарио Джубилео и ударника/перкуссиониста Омара Чериотти) и головоломные, зачастую неожиданные извивы темы. Диапазон 11-минутного трека "Il Blue della Notte" позволяет синьору Стромендо со товарищи продемонстрировать исключительное стилевое разнообразие: тут и приятнейшее камерное трио (фоно, виолончель + скрипка Элоизы Манеры), и ядреный шквалистый симфо-прог, и виртуозный фьюжн с остро заточенной гитарной партией. Дилогия "Il Rosso della Notte" показывает, сколь крепко оседлали апеннинские дебютанты сноровистого ностальгического конька: море разливанное "Хаммонда", полифонические атаки оркестрового типа, безбашенные хэви-психоделические экскурсы и прочее в том же духе. (Правда, по мере движения назревает закономерный вопрос: а при чем здесь Гомер? Но, ей-богу, им лучше не задаваться.) Внушительный финал "Un Grande Eroe" добавляет к вышеупомянутым субжанровым элементам зажигательные аккорды фолк-джиги. И это отлично подчеркивает авантюрность затеи в целом.
Резюмирую: превосходный художественный акт, одно из значимых прог-событий 2013 года. Рекомендую.   


Progenesi 

8 комментариев:

30277 комментирует...

очень соблазнительно. побежал слушать.

Марк

Сергей Уваров комментирует...

Приятного знакомства с коллективом, Марк.

Анонимный комментирует...

Калейдоскоп жанров,но слушается все очень цельно . Очень хорошая работа. Записан альбом великолепно.В коллекцию Италло прога без сомнений!!!Спасибо Сергей как всегда за интереснейший рассказ об альбоме.

30277 комментирует...

давно не получал такого удовольствия от прога (тем более итальянского), записанного в 21 веке
диск нужен на полку.
Сергей, спасибо.
Марк.

Сергей Уваров комментирует...

Да не за что. Надеюсь, впереди нас ждет еще немало интересных находок.

Влад комментирует...

Очень-очень-очень!
Окунулся в классику. Да, эти ребята не внесли чего-то принципиально нового в развитие музыкального стиля. Но это и не нужно в данном случае. Типичный пример классического рока. Великолепные инструменталы. Без ненужных высокоскоростных запилов. Без показательных сольных номеров. Это группа. И звучат они как группа. Как группа, которая собрала под одной крышей великолепных инструменталистов. К счастью, никто из них не пытается бежать впереди паровоза.
В целом - просто великолепный образчик классического харда с уклоном в прогрессив.
Короче, слушателю гарантировано глубокое эстетическое удовлетворение.

luctorfs комментирует...

Thanks Sergei !!

Сергей Уваров комментирует...

You're welcome, my friend.