20 янв. 2015 г.

Quiet Sun "Mainstream" [plus 4 bonus tracks] (1975)


О роли британских учебных заведений в истории арт-рока когда-нибудь обязательно напишут исследование. Вспомним, к примеру, школу Чартерхауз, давшую миру Genesis. В случае с Quiet Sun всё немного проще, но без лукавой улыбки тут точно не обойдешься. Итак, дело было в Далвичском колледже на юго-востоке Лондона. Именно там набирался ума юный Фил Манзанера. Впрочем, с середины 1960-х образование отодвинулось для паренька на второй план. А уши и сердце развернулись в сторону рок-н-ролла. Покрыв за короткий срок дистанцию от The Beatles и Beach Boys до Заппы и The Velvet Underground, смышленый англо-колумбиец предпринял создание собственного бэнда. Название придумалось идиотское до абсурда – Pooh and the Ostrich Feather (ничего не попишешь, молодость). Зато состав подобрался хоть куда. К гитарному умельцу Манзанере примкнули басист/вокалист Билл МакКормик и головастый перкуссионист Чарльз Хейуорд. За три года бесконечных репетиций и игры на танцах группа заработала авторитет. Льстивые поклонники даже окрестили их далвичскими The Grateful Dead, однако, по признанию членов трио, вдохновение черпали из более близких источников. В частности, из наблюдений за неустанно прогрессирующими Soft Machine, с которыми ушлый МакКормик водил дружбу. Поняв, что клубные пляски отнюдь не творческий потолок для ребят с потенциалом, Фил сменил вывеску на Quiet Sun и ангажировал в команду клавишника Дэйва Джаретта. Последующие несколько лет прошли под знаком возмужания. Покуда мистер Манзанера помогал самовыражаться Брайану Ферри в рамках Roxy Music, Билл плотно сотрудничал с Робертом Уайаттом, а Чарльз тем временем метался между Mal Dean's Amazing Band и Daevid Allen's Gong. В январе 1975 года созревшие для полноценного альянса друзья наконец-то встретились в лондонской Island Studios...
Титульная пропись "Mainstream" обманчиво-коварна. Никаким "середнячком" здесь и не пахнет. Фил со товарищи умудрились содеять на редкость небанальную пластинку, стилистически равноудаленную от большинства прог-берегов. Разве что идущие от кентерберийства экспериментальные сочленения звуков так или иначе просчитываются в манере Quiet Sun. Аккуратное клавишное зондирование почвы и предельно завернутая гитарная резьба складываются в мозаику вступительной темы "Sol Caliente". Мягкий хейуордовский фьюжн-фон "Trumpets with Motherhood" обогащается синти-странностями кудесника Брайна Ино, приглашенного в студию за компанию. Сумасшедшим электрическим напором отличается головоломка "Bargain Classics", сочиненная тихоней Джареттом. И абсолютно теплым хрустальным саундом околдовывает подаренная им же астральная симфониетта "R.F.D.". На полях шизоидного этюда "Mummy Was an Asteroid, Daddy Was a Small Non-Stick Kitchen Utensil" (один заголовок чего стоит!) упругая рок-н-ролльная ритмика скрещивает шпаги с футуристической музыкальной авант-комбинаторикой неуемного Ино. И после столь ошеломительной фазы действие продолжает синтетический трансгалактический прог-джаз "Trot" авторства Манзанеры. Завершается процесс эпической вещью "Rongwrong", снабженной вокалом Иена МакКормика (брат Билла). Хотя и это обстоятельство не прибавляет Quiet Sun доступности: они по-прежнему находятся вне стандартов.
Резюмирую: мощный, изобретательный, максимально оригинальный художественный акт, необходимый в коллекции знатока и ценителя арт-рока семидесятых. Рекомендую.


3 комментария:

Андрей комментирует...

Спасибо, очень хорошее издание. И по звуку, и по количеству композиций.

Анонимный комментирует...

Сергей, очень точно сказано: "мощный, изобретательный, максимально оригинальный" диск. Только недавно переслушивал.
Как грриттся, мастхэв! А когда первый раз слушал, то вообще не врубился что это за музыка. Теперь за уши не оттащишь :)
Спасибо за рецензию!
Владимир (docart).

Sergei Uvaroff комментирует...

На здоровье, друзья. Quiet Sun - тот самый случай, когда состоящая из одного пункта дискография дороже откровенно вторичных потуг множества современных деятелей. Замечательная арт-единица, навеки застолбившая собственное место в истории жанра.