4 нояб. 2014 г.

Cuprum "Brahma Višnu Šiva" (2014)


Прогрессив-рок в силу многоликости своей коварен. И если отдельные его разновидности (скажем, авангард) подразумевают под собой возможность непрестанного развития, другие (например, прото-арт) не приветствуют существенного отклонения от заданных ориентиров. В этой связи чехам Cuprum ничего не стоило сделаться заложниками формы. Хотя после феерического дебюта "Musica Deposita" (2011) другого от них и не требовалось. Продолжи ребята творить в избранной аппетитной манере (забубенный прог-хард образца ранних семидесятых), поклонники им бы лишь спасибо сказали. Но, видимо, самокопирование не входило в планы членов секстета. Второй полноразмерный релиз Cuprum "Brahma Višnu Šiva" по настроению в чем-то противоречит первенцу. К слову, так разнятся между собою школяр-озорник и выпускник университета. Альбом создавался неспешно, в течение нескольких месяцев (с октября 2013 по февраль 2014 г.). И эта основательность обусловила умеренное свечение эмоционального спектра.
Релиз открывается треком "Cizí město v hlavní zemi", выдержанном в традициях Jethro Tull с некоторой примесью Traffic. Казалось бы, все атрибуты на месте: и гитарно-флейтовая рифф-связка, и поочередные соло на тех же инструментах + неизменный "Хаммонд" Штепана Воденки. Однако звучит оно без предельного драйва, сочности, с меньшей плотностью фактуры. Даже тембр фронтмена Рихарда Малата утратил характерную боевитость. Азарт обернулся серьезностью. В итоге вдумчивая "взрослость" стала сопутствующим фактором программы. Очередную попытку раздухариться музыканты предпринимают в контексте пьесы "Urnový háj". Веселее прочих тут выглядит Ян Дрхаль, чьи гитарные 'wah-wah' эффекты временами оживляют палитру. Союз фольклорных обертонов с роком – штука беспроигрышная. Но даже в столь событийно насыщенной области чехи умудряются урвать свой кусочек рефлексии. Превосходно выстроен этюд "Iluzionista". Без ненужной бравады группа претворяет в жизнь фирменный электроакустический мелос, близкий по духу произведениям Йена Андерсона. Композиционная стройность пребывает в гармонии с тщательно подобранными звуковыми средствами (а это ли не главное для любого арт-опуса?). Сугубо игровой элемент мозаики под шапкой "Časostroj", невзирая на условную принадлежность к прото-прогрессиву, содержит в себе энную степень созерцательности. Что в рамках означенного направления воспринимается определенным новаторством. Заглавная вещь – подлинный бальзам для ценителей предшествующей работы Cuprum. 'Влтава-рок' как он есть – с залихватскими пассажами флейты, гитары, изобретательными ритм-линиями и меллотроновым фоном в придачу. Об особенностях фрески "Chvíle v Canterbury" несложно догадаться из названия; правда, типично Caravan'овский добрый прищур соседствует здесь с ершистой славянской непоседливостью. "Pracuju na pásu" служит законным предлогом пошалить на почве искрометного харда. Точку же в конце пути ставит шикарный джем "Labe 02 (frag. VI)", демонстрирующий исключительную крепость закваски парней из Cuprum.
Резюмирую: достойное продолжение диска "Musica Deposita", одна из несомненных прогрессив-удач 2014 года. Рекомендую.

Cuprum

Комментариев нет: