19 нояб. 2014 г.

Artcane "Odyssée" (1977)


В пору, когда консервативная старушка-Британия без боя капитулировала пред буйными ордами панков, Франция продолжала стягивать остатки разрозненных партизанских арт-соединений под знамена интеллектуального рока. Центр борьбы переместился из столицы в провинцию. И та сумела проявить себя достойнейшим образом. Взять, допустим, Клермон-Ферран - один из старейших городов региона. Архитектурные памятники средневекового типа, сыры, курортные красоты, фестивали короткометражного кино... Неплохой наборчик, верно? Но и это не всё. В интересующем нас разрезе место отмечено появлением оригинального квартета Artcane, чья единственная пластинка по праву занимает почетную нишу в художественной галерее поздних семидесятых. Имена четверых мушкетеров от прога таковы: Джек Млински (гитары, вокал), Ален Купель (синтезаторы, вокал), Станислас Беллок (бас, вокал), Даниэль Локси (перкуссия). Свой скромный шедевр парни записывали на излете 1976 года в стенах парижской студии Ferber. Выпуском LP ведал тамошний филиал концерна Philips. Факт немаловажный, означающий, что менеджеры разглядели в ребятах серьезный потенциал. И хотя дальше издания диска "Odyssée" дело не сдвинулось, зафиксированный на виниле материал позволил ансамблю остаться легендой в истории прогрессивного рока.
Сразу оговорюсь: мнения большинства рецензентов относительно сильного сходства Artcane с King Crimson не разделяю. Группе, как мне кажется, удалось нащупать собственный стилевой путь. Тут скорее будет уместно порассуждать о связи концепт-выкладок наших героев с традициями научно-фантастического жанра. Впрочем, уделять внимание подобного рода мыслям в рамках музыкального обзора неправильно. Посему обопремся на привычную схему мини-изложения.
В титульной стартовой фазе имеем микс из sci/fi синти-бульканья, прихардованных риффов и элементов пост-психоделии. По духу близко сольным творениям Стива Хиллиджа, однако подача не столь изощренна. Видимо, виртуозность интересовала инструменталистов в последнюю очередь. Зато к атмосфере, общему настроению трека претензий нет. Электроакустическая фреска "Le Chant D'Orphée" - прекрасный сплав драматизма, астральных секвенций и чувства неотвратимости кармического шторма. Фирменная вещица, за которой следует гибридный эпик "Novembre": медитативность, помноженная на кульминационные вспышки эмоций; очень выразительно и по-французски тонко. В этюде "25ème Anniversaire" маэстро Млински лихо "фриппует" направо и налево, фаршируя струнной картечью язычки обезглавленных жаворонков. Деваться некуда, реальный повод для сравнений. Но упрекать коллектив в подражании не хочется, не тот случай. Гвоздь программы - мрачноватая сюита "Artcane 1". Здесь всего понемногу: монотематические ступенчатые диагонали а ля ранний Майк Олдфилд, драйв и лиризм Camel образца 1974 года и что-то неуловимо свое. Финальный штрих "Nostalgie" заставляет вспомнить меланхолические фолк-напевы канадцев Harmonium. Впрочем, хитрый лидер Джек не упускает шанса разбавить повествование острыми рок-ингредиентами...
Резюмирую: загадочная, интригующая и в меру красочная арт-панорама, способная увлечь меломана в путешествие по темным уголкам мерцающего прог-лабиринта. Рекомендую.

Комментариев нет: