4 окт. 2014 г.

Secret Oyster "Vidunderlige Kælling" [plus 3 bonus tracks] (1975)


Профессиональный рост – гарантия здоровой творческой жадности. У коллектива Secret Oyster таковая проклюнулась к середине 1970-х. Датчанам вдруг стало тесно в рамках образцово-показательного поджарого фьюжн-прога. Хотелось чего-то посвежее. И тут подоспела идея музыки для балета. Вдохновителем стал хореограф Флемминг Флинат. Наряду с женой, танцовщицей Виви Флинат, он мечтал осуществить постановку на основе откровенной эротической лирики Йенса Аугуста Шаде (1903–1978). Производством сценарного плана уже занимался Кнуд Пульсен. И нужен был серьезный авторско-исполнительский состав, известный широкому кругу меломанов...
Никому, включая продюсеров, подобный расклад не показался странным. На гипотетическую опасность сокращения привычной аудитории ввиду смещения стилевых акцентов попросту закрыли глаза. К тому же шефы регионального отделения CBS группе благоволили, а посему грех было не использовать случай. По словам лидера Secret Oyster Карстена Вогеля (сопрано- и альт-саксофоны, струнный синтезатор), ансамблю выпал шанс нащупать новое "духовно-интеллектуальное измерение собственных композиционных выкладок, придать им солидность, вес и более традиционную в классическом смысле форму". Хотя сценическое воплощение программы "Vidunderlige Kælling" (альтернативное название "Astarte") прогрессоров по ряду причин не удовлетворило, шоу имело успех у публики (не в последнюю очередь благодаря обнаженному виду примы). Поздней осенью 1975 года команда выпустила одноименную студийную запись, судьба которой сложилась вполне удачно.
Отразить интимное свойство поэзии Шаде сугубо инструментальными средствами – задача не из простых. Однако бригада Вогеля решила ее по-свойски. В пику довольно бодрому "Intro" (изменчивые сакс-рулады на фоне репетитивной фортепианной техники Кеннета Кнудсена и размеренной ритм-секции) последующий номер "Stjernerne pa gaden" мнится апофеозом страстного томления (за бессловесный диалог здесь отвечают электрогитара Клауса Бёлинга и электропиано с Мугом). Теме единства противоположностей (рефлексивный фьюжн + яркий хард-рок) посвящен этюд "Sirenerne", а коварная суть богини любви раскрывается в по-восточному жгучем конструктивном сегменте "Astarte" (эпизодически задействованный ситар сообщает истории дополнительный колорит). Романтической невинностью дышит камерная пьеса "Solitude", сработанная на контрасте с ироничным пассажем "Tango-Bourgoisie" (партии трубы и стринг-синтезатора от Палле Миккельборга чудо как хороши). Джаз-роковый проброс "Bellevue" отмечен наличием элементов скэта наоборот (без участия вокала). Изрядно офранцуженный медленный "Valse Du Soir" – бенефис приглашенного мандолиниста Кьельда Йенсена и ударника Оле Стринберга, на данном этапе оживляющего обстановку при помощи гармоники. Замыкает событийную цепь виртуозное полифоническое "Outro", замысловато перепевающее исходный мотив.
Резюмирую: замечательный релиз, демонстрирующий изобретательность и недюжинную хватку эталонного скандинавского фьюжн-арта. Рекомендую.

Secret Oyster

2 комментария:

Борис Серебряков комментирует...

Отличный альбом!!!

Sergei Uvaroff комментирует...

Трудно не согласиться. На очереди в списке рецензий стоит финальный акт датчан. Попробую осветить и его в скором времени.