21 окт. 2014 г.

Noëtra "Neuf Songes" (1979-1981)


Конец семидесятых – смутное время для интеллектуалов. Но во Франции, похоже, так не считали. Под нагретыми солнцем старыми крышами места хватало всем – и эстрадникам, и записным умникам вроде Жана Лапужа (р. 1953). Этот оригинал предпочитал идти по жизни собственным путем, не заимствуя, не клонируя и не подсматривая у других. В 13-летнем возрасте самостоятельно освоил гитару. Дальше – общий для большинства исполнителей момент: любительские группы, подпольные концерты, стратегические планы на будущее... Профессионалом Лапуж сделался в 1972-м. Гастроли с танцевальными коллективами, активная сессионная деятельность и попутно – первые композиторские опыты. Разрываясь между роком и камерным форматом, Жан не отступался от идеи вывести среднее арифметическое из обоих направлений. Результат обернулся уникальным проектом Noëtra.
Из одиннадцати членов состава электроинструментами пользовались двое: непосредственно лидер да басист Дени Лефран. Остальные – ударник Даниэль Рено, скрипач Пьер Обер, виолончелист Дени Волле + шестеро духовиков (включая родного брата зачинщика мероприятия, тромбониста Клода Лапужа). За сравнительно малый период существования (неполная пятилетка) команда воплотила ряд студийных записей. Однако издавать их начали лишь в девяностые (спасибо энтузиастам с лейбла Musea). Возможно, и к лучшему. Ибо на волне нарождавшейся популярности прогрессивного рока странное имя Noëtra для жаждущих необычного меломанов оказалось весьма кстати.
Хронологическую компиляцию "Neuf Songes" редкие критики атрибутируют практически одинаково: поминают Стравинского и Дебюсси, проводят аналогии с творчеством Julverne, Terpandre и отчасти Mahavishnu Orchestra. Справедливость подобных суждений ощущаешь уже при прослушивании титульной вещи. Действительно, трудно удержаться от сопоставлений с представителями бельгийской школы (тембровая насыщенность фактуры, смысловые колебания ритма - от деликатного до взвинченного, унисонные авант-приемы) и отголосками наследия гениального Игоря Федоровича Стравинского (характерный, с усилением/затуханием, мерцающе-рефлективный диалог флейты и кларнета). Правда, затем стилевые пересечения размываются, на поверхность выходит авторский почерк Лапужа, где рассудочным пассажам гитары противостоят эмоциональные всполохи струнного дуэта ("Le Voyageur Égaré se Noie Incognito"), к рок-энигматике примешивается бодрый брасс-орнамент ("Soir et Basalte"), а мрачная постапокалиптическая философия соединяется с лирической интонацией ("Errance"). Идейное поле трека "Résurgence D'Errance" базируется на логическом взаимопроникновении классицистических и джазовых элементов; дилогия "Agréments Parfaitement Bleus" демонстрирует, что есть chamber prog в понимании маэстро Жана, тогда как этюд "A Prétendre S'en Détacher" по кондициям ближе к незамутненной камерности тех же Julverne. Фреска "Noëtra" интереснейшим манером растворяет сугубо академические тенденции в темном хтоническом субстрате а ля King Crimson, после чего свершается поворот в сторону негромкой, но интригующей фьюжн-истории ("Sens De L'Après Midi"). Среди прочего Лапуж и К° венчают филармоническую эстетику с электрическим космизмом ("Galopera"), производят диверсионную вылазку на территорию духового джаз-рока ("Printemps Noir") и одаривают нас стройным циклом лаконично-выразительных акустических зарисовок ("Periodes – I-II-III-IV-V-VI").
Резюмирую: отличный обзорный экскурс в мир одной из любопытнейших европейских арт-формаций. Рекомендую.

Noëtra 

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Great eclectic blog, thank you!

367 комментирует...

please re-up this !

Sergei Uvaroff комментирует...

Done.

367 комментирует...

Many Thanks !!

juan manuel muñoz комментирует...

thanks a lot