Màelstrom "Màelstrom" [aka "On the Gulf"] (1973)


"Благодарим за вдохновение Soft Machine, Стравинского, Густава Холста, Gentle Giant, Henry Cow, Yes, а равно собственную неистребимую тягу к эксперименту". Автор признательной фразы - мультиинструменталист Роберт Уильямс (1951-2004), известный в узких кругах под псевдонимом Робертс Оуэн. Именно ему принадлежит заслуга в формировании одного из лучших американских прог-ансамблей семидесятых. Парадокс: Màelstrom возникли во Флориде, однако же тамошний жаркий климат практически не отразился на музыке группы. Напротив, емким форматным опусам "штатников" присуща туманная северная загадочность. Неслучайно и назвались они Мальстрём - в честь мощнейшего водоворота у побережья Норвегии. Соратниками Оуэна (акустическая гитара, саксофон, фортепиано, меллотрон, вокал) по команде сделались не менее серьезные личности - Джеймс Ларнер (флейта, вибрафон, маримба, фортепиано, гармоника), Пол Клотцбир (бас), Марк Нокс (орган "Хаммонд", меллотрон, клавесин), Джим Миллер (перкуссия) и Джефф МакМаллен (лид-вокал, электрогитара). В творческих поисках Роберт со товарищи двигались маршрутом эклектики, что вовсе не означало композиционного сумбура. Игровое мастерство вкупе с недюжинным интуитивным мышлением позволяло ребятам выстраивать комплексные звуковые структуры в различных стилевых плоскостях. И время подтвердило правильность такого подхода.
Открывает программу этюд "Ceres" в традициях деликатного кентерберийского рока. Единолично сочинивший его маэстро Оуэн демонстрирует виртуозно сконструированные тональные переходы между яркой мелодикой и мистической мрачностью. Слушателя то купают в теплой солнечной ванне, то погружают в подземное царство Аида. Коллажный принцип оправдывает себя с лихвой: тема буквально пронизана интригой. В номере "In Memory" Марка Нокса Màelstrom устраивают симфоническую фьюжн-баталию. Полифонические изыски прирастают саксом, маримбой, вибрафоном, хитроумными перкуссионными деталями: колоритно, виртуозно и очень ловко. Вещицу "The Balloonist" можно причислить к разряду "эпиков в миниатюре". За пять с половиной минут коллектив умудряется явить нам в полном объеме прог-драму, инкрустированную джаз-роковым орнаментом. "Alien" МакМаллена хоть и отталкивается от эстрадного пафоса, а направление держит непосредственно в арт-область. Приверженностью лирическим мотивам отличается фреска "Chronicles" пера Джеймса Ларнера, сочетающая исповедальность с взрывными драйв-эпизодами. Фирменный кентербери-почерк Оуэна сквозит в произведении "Law and Crime", тогда как возвышенная "Nature Abounds" больше напоминает камерную рок-ораторию. Итог путешествию подводит трек "Below the Line", чей миловидный акустический фолк-фундамент постепенно покрывается массивными оркестровыми слоями. Приложенные к изданию бонусы ("Opus None", "Genesis to Geneva") фрагментарно иллюстрируют концертную деятельность Màelstrom образца 1980 года. Никакой наивности, уклона в романтизм. Только авантюрные фьюжн-изгибы, авант-шарады и точеные профили профессионалов. И вроде бы здорово оно, а все же настроение дебюта выглядит не в пример симпатичнее...
Резюмирую: крепко, слаженно и крайне приятно для слуха. Пропускать не советую.   

Комментарии