Claude Bolling & Alexandre Lagoya "Concerto for Classic Guitar & Jazz Piano Trio" (1975)

Середина 1970-х - золотое время для Клода Боллина. Его "Сюита для флейты и джазового фортепиано" покорила вершину американских чартов, где держалась (шутка ли!) в течение последующих 530 недель. Со временем запись обрела платиновый статус и породила множество продолжений. Хитроумный француз понимал: изобретенный им метод недолговечен. Но уж больно заманчиво смотрелась найденная формула. Да и слушателю приглянулась идея кроссовер-сотрудничества. Что оставалось плодовитому композитору? Внять голосу публики и заняться поиском кандидатов для дальнейших серийных опытов. Впрочем, особенно искать не пришлось. Друг Боллина, известный классический гитарист Алешандре Лагойя (1929-1999) был в восторге от пластинки "Suite for Flute and Jazz Piano Trio". И при первой же возможности взялся атаковать маэстро просьбами сочинить такой же опус для родного 6-струнного инструмента. Дело грозило массой трудностей (Клод, по собственному признанию, слабо представлял взаимосвязь пиано с гитарой). Однако вызов принял. В процессе удалось обнаружить немало точек тонального соприкосновения. Боллин и сам удивлялся легкости, с которой ему работалось над материалом. Видимо, муза благоволила художнику. И тот активно пользовался расположением Фортуны...
Открывает программу "Hispanic Dance (with a blue touch)" - своеобразное рондо, уходящее корнями в латиноамериканский фольклор. Бодрый спурт, предпринятый компаньонами при участии свинговой ритм-секции, внезапно отклоняется от генеральной линии в сторону традиционных блюзовых размеров. Виртуозность и чувство такта Боллина, помноженные на изощренное мастерство Лагойи, выливаются в весьма эффектный номер. Разумеется, не лишенный щегольства (хотя здесь оно абсолютно оправдано). Вдохновленная мелодиями уличных марьячи-ансамблей тема "Mexicaine" умело транскрибирует экзотический колорит в привычную для Боллина сферу джаза: лирический драматизм и академическая строгость естественным манером дополняют друг друга. Базирующаяся на мотивах Билла Смита изящная винъетка "Invention" по первости вызывает ассоциации с нетленными сюжетами И.С. Баха. И только глубокие контрабасовые остинато Мишеля Гудри, орнаментируемые свободной техникой лидера, не позволяют барокко-эскизу стопроцентно занять плацдарм, переводя условные стрелки в область мейнстрим-ориентированного пост-бопа. Гитарные обертоны в испанском стиле формируют характер пьесы с говорящим названием "Sérénade". Жизнелюбивые пассажи Клода сопровождаются задумчивыми соло-эпизодами Алешандре. Парадоксальная, как-будто бы, схема на поверку оказывается в высшей степени действенной (очередной плюс в копилку затейника Боллина). Сегмент "Rhapsodic" апеллирует к психологизму. Минорный струнный минимализм насыщается басами, прирастает балладными позывными клавиш, и в итоге разгоняется до стадии интригующей необычными поворотами истории с приличным джазовым креном. Комплексная фреска "Africaine" демонстрирует заигрывание с мелосом песчаных равнин Алжира и Мавритании; убедительно, интересно и смело. На тонкий каркас эпилога "Finale" нанизываются знакомые цитаты из "Hispanic Dance" и "Mexicaine", превращая выразительный коллаж в самостоятельное яркое произведение.
Резюмирую: в сравнении с шедевральной коллаборацией Клод Боллин/Жан-Пьер Рампаль, планка "кончерто" воспринимается чуточку приспущенной. Тем не менее поставленная задача выполнена артистами великолепно. Предельно любопытный креативный союз, достойный всеобщего внимания. Рекомендую.  

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Спасибо очень понравился альбом.
Sergei Uvaroff написал(а)…
На здоровье. В обозримом будущем представлю еще один интересный прожект с участием тех же лиц.