7 июн. 2014 г.

Harmonium "Si on Avait Besoin D'une Cinquième Saison" (1975)

Это сейчас о нем пишут книги, публикуют статьи, снимают документальные передачи. А тогда, в далекие семидесятые, канадец итальянских кровей Серж Фьори был всего лишь подающим надежды артистом. Руководимый им ансамбль Harmonium критикам полюбился сразу. Профессионалы с наметанным глазом не могли не отметить тонкую художественность полотен, филигранность инструментального штриха и безупречное чувство стиля. Прибавьте сюда драматический аспект, сопряженный с поэтическим богатством лирики. Определенно, на бурлящей жизнью прогрессивной квебекской сцене Harmonium сумели занять отдельную нишу. Приглушенная камерность, доверительность интонации, четкое соблюдение баланса меж высоким искусством и умеренной тягой к эстрадным сюжетам сделали ребятам имя. Оставалось благополучно закреплять удачно найденное, что Фьори и осуществлял при поддержке верных своих друзей.
Второй LP коллектива, замысловато озаглавленный "Если бы мы нуждались в пятом времени года", обозначил переход к более развернутому, концептуальному формату. Привычные chamber-прожилки никуда не исчезли, но зато местами обогатились изысканной полифонией. Вступительный этюд "Vert" - гимн мелодическому романтизму. Мечтательные откровения фронтмена (вокал, 6- и 12-струнные гитары, цитра, траверс-флейта, перкуссия) вкупе с колоритными духовыми пассажами Пьера Дэйньо (флейта, пикколо, сопрано-саксофон, кларнет, бас-кларнет), дублирующими голосами Мишеля Нормандо (гитара, аккордеон, дульцимер) и Луи Вало (бас, электропиано) составляют весьма привлекательную картину в ключе деликатного приджазованного фолка. Последующая пьеса "Dixie" развивается по канонам кабаре-регтайма (недаром музыкальная карьера Фьори начиналась в рядах дансинг-оркестра); особенно обращает на себя внимание виртуозная перекличка кларнета, гитары и рояля. Эпическим размахом отличается философская фреска "Depuis l' automne". Тщательно выстроенные бард-монологи постепенно адаптируются к масштабному симфонизму. А дальше наливающиеся силой словесно-струнные эскапады струятся вдоль меллотрон-линий и грозовых отзвуков синтетического оркестра авторства Сержа Лока (клавишные). В преимущественно гитарной акустической балладе "En pleine face" скромная роль принадлежит аккордеону мсье Нормандо, чьи партии - истинный бальзам для слуха. Апофеозом программы служит 17-минутная сюита "Histoires sans paroles". Тут-то предводитель Harmonium с полной ясностью демонстрирует, чего он стоит как композитор. Редкостной красоты нежнейший флейтовый лейтмотив, подчеркнутый аналоговыми "маринами" меллотрона; пронизанная тембральным теплом океаническая атмосферная психоделия; эмоциональная хоральная импровизация эпизодического плана; плюс изящные фольклорные арт-маневры, завершаемые уже знакомыми нотами.
Резюмирую: напоенный волшебством, омытый пенными волнами моря пасторальный прог-фолк, предназначенный всем ценителям прекрасного. Не пропустите. 

Комментариев нет: