17 мая 2014 г.

Robert John Godfrey "The Art of Melody: Romantic Piano Music, Book 1" (2013)

Годы идут. The Enid давно превратились в классиков, но при этом не думают устаревать. Вечный двигатель проекта - бородатый джентльмен из Лидса Роберт Джон Годфри (р. 1947) - нашел свою формулу абсолютной юности. Творчество - вот залог непрестанного движения души. Отсюда неувядающие лиризм, страсть и умеренные эксперименты с формой. Зрелость идейную (как-никак, сорок лет в строю) Роберт предпочитает обозначать философскими сентенциями; к примеру: "Для меня наиважнейшее качество искусства заключается в умении раскрывать глубокие знания о мире без необходимости привлечения фактов". Что до будничности, седовласому магу она претит. Истинной реальностью Годфри служат поэтика сонетов Шекспира, глубокие тона церковного органа, волшебство разыгрываемых при свечах клавесинных этюдов... В музыке он подчеркнуто консервативен. Попробуйте мысленно изъять рок-составляющую из канонических полотен The Enid. И тогда вам откроются чарующие романтические контуры века девятнадцатого, воздушное благородство утраченных, казалось бы, идеалов. Однако кое-кто бережно хранит их, чтобы в урочный час предъявить новой генерации меломанов...
Сольная ипостась Роберта разнится с коллективной деятельностью: тут иная расстановка акцентов. Пенное электрическое бурление, фундаментальный энергетический напор фактически сведены к минимуму. И альбом "The Art of Melody" демонстрирует это наглядно. Шесть пьес + два "живых" номера, исполненных при поддержке Бирмингемского городского симфонического оркестра, большей частью основаны на знакомых мотивах с первых пластинок The Enid. Ведущий инструмент - фортепиано, вспомогательные средства - привычный для дедушки Годфри арсенал клавишных. Начало "Cogenhoe Gallivant" - репрезентативный экскурс во вселенную "In the Region of the Summer Stars". Разумеется, речь лишь об эпизодическом цитировании. Аранжировочные приемы, композиционные оттенки и нюансы традиционны, а все же звучат свежо. Дивная полифония, мерцающие загадочным светом фортепианные краски, уверенный профессионализм, не переходящий (что важно) в самовлюбленную виртуозность. Высочайший артистический класс сэра Роберта во всем его великолепии. "English Rhapsody" - тонкий срез меж элегической рефлексией и пафосной грандиозностью, находящийся в рамках избавленной от налета пошлости неоклассики. Безумно хороша "The Mirror of Love" - парафраз проникновенной фрески "The Lovers" с дебютного лонгплея группы, подлинный мелодический шедевр. Камерный коллаж "Five Gemstones" отталкивается от базовой линии, заданной Джо Пейном - нынешним фронтменом The Enid. Исходную вокальную тонику Годфри с изяществом преобразует в тематическую россыпь коротких, внешне сюжетно не связанных микро-эскизов, обретающих, по воле автора, вид логически завершенной конструкции. "Intermezzo" полнится настроением 1976-го года, событийной ностальгической вязью колдовского фасона; без сонических перемещений в прошлое маэстро попросту не умеет существовать. Венчает студийную часть титульное произведение - плоть от плоти предшествующих сочинений, тотальное погружение в океаническую бездну образов британского мэтра.
Резюмирую: живописный альянс романтизма с академической строгостью, настоящий подарок для ценителей 'симфо'. Наслаждайтесь.

2 комментария:

Влад Василь комментирует...

Вот это потрясло до глубины души!!!
The Enid люблю, конечно. Но! Такого удовольствия от их творчества не получал. Замечательное произведение, которое не хочется дробить на отдельные треки. Слушается как единое целое. Я в восторге!

Сергей Уваров комментирует...

Полностью разделяю Ваш восторг, Влад. Надеюсь, у Роберта хватит запала и вдохновения для продолжения тематической серии. Уж больно здорово оно выходит.