14 мая 2014 г.

Dan Ar Bras "Douar Nevez (Terre Nouvelle)" (1977)

К своей первой сольной пластинке Даниэль Ле Брас подступался долго: накапливал профессионализм. Уже был приобретен опыт солиста в составе чудесного прог-трио Mor (1973), взяты на вооружение навыки сейшмена при семейном дуэте Габриэля и Мари Якуб (1973), освоен близкий по духу фольклорный материал Алана Стивелла под шапкой "Trema'n Inis (Vers L'Île)" (1976), а молчаливый гитарреро никак не мог определиться с жанровой самоидентификацией. Одномерность "народного" творчества Ар Браз отмел загодя: деревенскими посиделками с соответствующим репертуаром пусть тешатся другие. Ему же в равной степени импонировали традиционная бретонская душевность и благородная энергия арт-рока. Исходя из этих соображений, подбирался аккомпанирующий состав. "Douar Nevez (Terre Nouvelle)" - не столько мощная композиторская заявка лидера, сколько результат совместных дружеских действий представителей "кельтского" звена и оригиналов из цойл-тусовки. Элегантный прогрессивный эксперимент, заслуживший подробного рассказа.
Двенадцать номеров инструментального релиза не претендуют на эпический размах, зато привлекают своеобразием рецептуры. Истинный визионер от музыки, Дан стремился продемонстрировать слушателю комплексную, уникальную по языку и колориту звуковую картину. Что ж, оно получилось. Лирическое "Intro" радует мягкой светотенью пиано-аккордов Бенуа Видеманна (Magma). Застолбленный рядом напористый фьюжн-боевик "Retour de Guerre" отмечен безупречными соло Ар Браза вкупе с клавишными коврами Бенуа, подкрепленными крепкой ритм-секцией в лице басиста Дэйва Пегга (Fairport Convention, Jethro Tull) и ударника Мишеля Сантанжели (Alan Stivell, Keris, YS, Malicorne). Старинные мотивы оживают под покровом волшебной пасторали "Naissance de Dahud", искрящейся тончайшим синти-бэкграундом, акустической вязью гитары и деревянными духовыми Патрига Молара. Загадочная фреска "Mort et Immersion de Malguen Fin du Voyage" интересна умозрительной отсылкой к наследию Майка Олдфилда (пиано-секвенции + басовая чеканка рождают ассоциации с темой "Tubular Bells") и параллельно внедряемыми партиями ирландской волынки. Элемент энигматики приумножается в пространстве этюда "Naissance de la Ville", где отточенный струнный рисунок Ар Браза удачно дополняется атмосферными "маринами" Видеманна и замысловатой перкуссией авторитетного сессионщика Марка Шантеро (Jean Cohen-Solal, Jean-Claude Vannier, Pascal Duffard, Zao). В одиночном номере "Morvac'h (Cheval de la Mer)" менестрель Дан ненавязчиво-убедительно "виртуозничает" без помощи электричества, а чуть погодя включает "рок-героя", насыщая сонические закоулки главы "Orgies Nocturnes" лихими цветастыми пассажами. Приятственную тишь камерной пьесы "L'Ennui du Roi" оттеняет деликатная оркестровка Бенуа. "Les Forces du Mal" подобна замедленной раза в три джиге, удобства ради плотно пристегнутой к блюз-роковой форме. Арт-драматизм и созерцательная кельтика сливаются в бурном экстазе на просторе 7-минутного полотна "L'Appel du Sage". Туманные клубы неба разбиваются о пенистые буруны в напоенном пилигримской романтикой сюжете "Submersion de la Ville". И в финале - безбрежно-безмятежная электроакустическая кода "Douar Nevez (Terre Nouvelle)", венчающая мечту с космической бесконечностью...
Резюмирую: превосходный пример неувядающего величия фолк-прога и, пожалуй, наиболее внушительный том в собрании сочинений Дана Ар Браза. Рекомендую.

Комментариев нет: