2 апр. 2014 г.

Fermáta ‎ "Huascaran" (1978)

Сложная, изобретательная и весьма амбициозная работа словаков появилась в пору, когда западноевропейский интеллектуальный ресурс откровенно исчерпал себя. Китч, протестная оголтелость, эффектный блеск поп-мишуры отгораживали слушателей от художественного творчества. Достучаться до ослепленной пустым мельтешением молодежи было делом нелегким. Но Fermáta сумели осуществить задуманное, не размениваясь принципами. "Huascaran" стал для них первым концептуальным опытом. Причем основанным на трагической истории из недавнего прошлого. 31 мая 1970 года в 15 ч. 23 мин., по окончании встречи сборных команд Мексики и СССР в рамках Чемпионата мира по футболу, случилось землетрясение в Перу. В результате обвала северной вершины Уаскарана (четвертой по высоте горы Южной Америки) погибло почти 80 000 человек. Лавина погребла под собой и чехословацких альпинистов, собиравшихся штурмовать Анды... Таким образом, объявленный позднее 8-дневный траур приобрел международный оттенок. Отзвук события, даже по истечении времени, отзывался болью в сердцах Франтишека Григляка и Томаша Берки. Потому-то и взялись ведущие композиторы Fermáta за сочинение монументальной прогрессив-сюиты.
Повествовательная схема альбома выстроена классически: пролог - кульминация - эпилог. Всего четыре полнометражных трека, из которых наибольшие смастерил Франтишек (электрогитара, фортепиано, аналоговые синтезаторы), а прочие - Томаш (фоно, электропиано, аналоговые синтезаторы). Открывается пластинка массивным опусом "Huascaran I". Волшебное море клавишных вкупе с перкуссионными шумами Кароля Олаха (ударные) наводит на мысль об арт-этнике. Но далее вступает фьюжн-гитара Григляка. Ритмическая структура, обогащенная мощным басом Ладислава Лученича, устремляется в фанковое русло. Поворот неожиданный. А сколько их еще будет... Пятая минута фазы вносит в процесс свои коррективы. Теперь действо подчиняется камерному классицизму (пиано, виолончель Дезидера Питьо, вокализ Петера Олаха). Затем немножечко симфо-прога. И в конце - бравурный джаз-фанк. Драматический посыл вещи "80 000" заряжен яростными хард-риффами, искусно инкрустированными фьюжн-орнаментом в лучших традициях группы. Номер "Solidarity" авторства Томаша воспринимается дружеским состязанием в игровой изощренности. Каждый из музыкантов демонстрирует настолько филигранную технику, что поневоле испытываешь чувство гордости за братьев-славян: ведь могут, если захотят! Закольцовывает ленту сюжета эпический боевик "Huascaran II". Здесь, как и в предыдущем сегменте, бал правит чистая виртуозность. Зажигательные пируэты Франтишека способны в два счета обставить "гитарных героев" современности. Однако подобная эквилибристика используется тут не позерства ради, а в угоду общей цели. Да и сиятельный Берка держит руку на пульсе, посредством релаксационных синти-мотивов уберегая мелодическое пространство от буйного сгущения красок и косвенно намекая: все хорошо в меру...
Резюмирую: напористый, где-то мечтательный, затейливый по архитектонике мультикомплексный релиз, исполненный с артистизмом и вдохновением. Эталонный образец симфонического фьюжн-прога. Рекомендую. 

2 комментария:

Борис Серебряков комментирует...

Спасибо за наводку. Альбом хорош, ни одного скучного места

Sergei Uvaroff комментирует...

На мой взгляд, в классических работах Fermata скучных эпизодов нет в принципе. Мощнейший фьюжн-прог на уровне мировых стандартов.