28 апр. 2014 г.

Fermáta ‎ "Dunajská Legenda" (1980)

К рубежу десятилетий Fermáta подошли с обновлением. На смену басисту Ладиславу Лученичу был взят многоопытный Федор Фрешо (ex-Prúdy, Collegium Musicum). Боевым крещением ветерана в составе Fermáta стал номерной концепт-проект "Biela Planéta (The White Planet)" (LP-издание - 1980 г.), посвященный столпам мировой географии - от Джеймса Кука и Марко Поло до Александра фон Гумбольдта и Томаса Ливингстона Митчелла. Понятно, что на тот момент времени интерес к прогрессивному року повсеместно снизился до неприличия. Но бравые словаки сдаваться не собирались. Творческая энергия била ключом, и потому квартет под руководством Франтишека Григляка (гитары, клавишные, синтезатор, вокал) без промедления занялся работой над пластинкой "Dunajská Legenda". Композиционное погружение в далекое прошлое, к истокам Великой Моравии (IX век), лидер ансамбля предпринял на пару с верным соавтором Томашем Беркой (клавишные, синтезатор, вокал). К августу 1979-го тандем разделался с сочинительской частью, после чего группа пожаловала в студию Opus (г. Пезинок) и приступила к записи...                                                                
Начало диска - бодрый фанк-проговый этюд "Wlkina". Унисонное клавишно-гитарное звучание, игровые инструментальные переклички, мощная ритмическая поддержка Фрешо и Кароля Олаха (ударные, перкуссия); словом, виртуозный пунктик в лучших традициях Fermáta. 6-минутная вещь "Chotemir" сконструирована по эпическим лекалам: сперва акустическое фольклорное интро, затем - медитативные переливы клавишных, в середине трека - яркое соло романтизированного свойства, а в финале вся лирико-героическая эстетика летит к чертям под сверхэнергичным натиском джаз-рока... Напевная фреска "Witemir" покоится на двух "китах" разом: с одной стороны - явная дань народному мелосу, с другой - знакомая фьюжн-хитринка, подсвеченная рефлексивными партиями Томаша. Стремительными пробросами из стадии задумчивости в состояние холерической подвижности отличается опус "Unzat", нашпигованный разнообразными синти-фишками. Экспериментальный характер произведения "Trebiz" по-своему уникален: здесь четверка сопрягает старинные мотивы пышного дворцового барокко с изобретательными хард-риффами и достаточно живописными электронными секвенциями; как ни крути, а прежде у ребят ничего подобного не встречалось. Монотонный эпизод "Žilic" отмечен печатью гипно-фанка; после фантастических кульбитов предыдущей пьесы его незатейливый сюжет вряд ли способен впечатлить хоть кого-то; впрочем, во вкусе участникам бэнда не откажешь. "Zuemin" напоминает предельно задиристого кота, грациозно курсирующего фьюжн-зигзагами. Тут Григляк привычно блистает техникой, однако мастерство восточноевропейского "гения гитары" не спасает историю от надуманности. Черту коллективным исканиям Fermáta подводит колоритная арт-фантазия "Koceľ", на полях которой сталкиваются доспехами великолепие лучезарной клавишной оркестровки с залихватскими, где-то разбойничьими ужимками аппетитного джаз-прога. Достойное завершение весьма непростого экскурса.
Резюмирую: комплексная, увлекательная, диковато-симпатичная программа, вобравшая в себя неповторимую гамму оттенков. Саунд-авантюристам всех мастей - на заметку.