19 апр. 2014 г.

Egg "The Polite Force" (1971)

Дебютная работа Egg по вполне понятным причинам коммерческим хитом не стала. Однако произвела сильное впечатление на прессу. Ведущие британские журналисты адекватно оценили масштабность творческих замыслов молодежи. А Ричард Уильямс из газеты Melody Maker даже назвал их "сверхспособными музыкантами, благодаря пытливым умам которых современная сцена выглядит ошеломляюще". Короче, Egg попали в элитный дивизион любимчиков пишущей братии. Неизвестно, радовала ли самих артистов перспектива прослыть интеллектуальным лакомством для избранных, но в создавшемся положении были и свои плюсы. Так, Нил Слэйвен из компании Decca видел в троице потенциальных конкурентов для порядком раскрученных Soft Machine. Если учесть, что последних обхаживала американская контора CBS, назревал любопытный прецедент из серии "чья возьмет": культовая бригада мессира Роберта Уайетта против насмешливых выскочек в лице Монта Кэмбелла и Кº. Эдакая виртуальная кентерберийская битва. И Слэйвен в роли продюсера всерьез намеревался стимулировать Egg на победу. По его указке в мае 1970-го ребята оккупировали лондонскую студию Morgan, где приступили к подготовке альбома номер два.
"The Polite Force" вышел мрачным, зрелым и до чертиков едким. Причем ирония авторов направлена исключительно на себя. Тон задает многоярусная "A Visit to Newport Hospital". Брутальные органные риффы Дэйва Стюарта хорошего не предвещают. Впрочем, тяжелый морок быстро уступает дорогу изящной джаз-артовой истории, повествующей о славных деньках прошлого, концертных турах предтечи Egg - группы Uriel и завершающейся сентенцией, гласящей: "мы ели, любили, спали / и никто не повинен в том, / что говорил без умолку, когда надо бы промолчать". Удушливый психоделик-фьюжн "Contrasong" отмечен присутствием сессионного духового квартета, придающего дополнительный колорит необычным размерам баса Кэмпбелла и ударных Клайва Брукса. 9-минутная "Boilk" - авангардное варево, составленное из разномастных саунд-наслоений, включая tape-эксперименты и фрагмент величественного органного сочинения И.С. Баха "Durch Adams Fall Ist Ganz Verderbt". Определенно, грядущим поколениям нойз-штурмовиков было от чего оттолкнуться в собственных поисках. На другой стороне лонгплея команда представила 20-минутную сюиту "Long Piece No.3" в четырех частях. Эта полнометражная мозаика явственно демонстрировала: рамки Egg гораздо шире пресловутого canterbury-рока. В модерн-классических маневрах трио ("Long Piece No.3 - Part One") ощущалось стремление к вершинам, постепенно занимаемым ансамблями калибра King Crimson. Безусловно, порывать со старомодными ритмическими идеалами они не планировали (достаточно послушать "Long Piece No.3 - Part Two"). И все же тернистые тропы эволюции уводили Egg дальше от привычных маршрутов - к бескопромиссному наступательному хаосу прог-джаза ("Long Piece No.3 - Part Tree") и беглому "Хаммонд"-музицированию, окутанному ядовитым дисторшн-туманом...
Резюмирую: финансовой выручки от подобного релиза, естественно, ждать не следовало. Пластинка служила великолепным средством удовлетворения амбиций. И, разумеется, открывала возможность для новых свершений. Но прежде надлежало взять паузу, дабы охватить беспристрастным взором размеры содеянного...

2 комментария:

КаБэ комментирует...

....да, Стюарт матёрый клавишник...такие размышления в игре....

Sergei Uvaroff комментирует...

Согласен. А еще он редкостный умница и невероятно ироничный субъект (его истории из жизни National Health - великолепный образчик исключительного британского юмора).