7 мар. 2014 г.

Birth Control "Plastic People" (1975)

Каждый их последующий шаг критика расценивала как вызов - времени, обществу, себе, наконец. Манеру Birth Control ранних семидесятых чаще всего характеризовали словосочетанием 'underground pop'. И в оном не усматривалось противоречия, ибо слишком широким являлся термин "поп-музыка", порою напрочь лишенный эстрадного флера. Прогрессировали же тевтоны с завидной скоростью. В 1971-ом пластинку "Operation" (параллельно с берлинским лейблом Ohr) выпустила легендарная британская контора Charisma, снабдив разработанным Hipgnosis альтернативным вариантом кавер-дизайна. Годом позже Birth Control посчастливилось стать клиентами престижной корпорации CBS. Начало взаимовыгодного сотрудничества ознаменовалось выходом лонгплея "Rebirth" (1973) и мощного концертного "двойника" "Live". Вообще, тот период можно считать пиковым с точки зрения исполнительского состава. В коллектив приняли мультиинструменталиста Зевса Б. Гельда (клавишные, духовые, перкуссия), сыгравшего одну из ключевых ролей в деле творческого роста Birth Control. В лице новобранца худрук ансамбля Бернд Носке (ударные, перкуссия, вокал) обрел не только замечательного композитора, но и исключительно опытного аранжировщика. Что, кстати сказать, продемонстрировал альбом "Plastic People", о котором речь ниже.
Идейное обличение "пластиковых людей" - ничего из себя не представляющих пустышек, довлеющих над художественными натурами заправил музыкального бизнеса - разворачивается с первой, титульной, вещи. Удачно найденное стилевое решение (симфо-артовые органные пассажи + крепкий гитарный прог-рок и фьюжн-рисунок ритм-секции) задает направление программе в целом. Будто почуяв вкус к эксперименту, Birth Control последовательно расширяют спектр звуковых пересечений. В сочиненной гитаристом Бруно Френцелем пьесе "Tiny Flashlights" психоделические мотивы подпитываются фанк- и джаз-линиями. А тенор-саксофон Зевса лишь добавляет колорита палитре. Умеренной длины вещь "My Mind" выделяется налетом космизма (вибрафон вкупе с Мугом бороздят пространство не хуже фантастических странников Вселенной), и, помимо этого, частично оправдывает претензию на камерность (партии виолончели и альта принадлежат дуэту Йоахим фон Грумбков - Кристоф Ноппенай; оба из Hoelderlin). Заводной номер "Rockin' Rollin' Roller" отмечен изобретательными "фишками" саунд-инженеров Дэнима Бриджеса и Тоби Робинсона. Ну и, конечно, грамотным тональным балансом меж откровенно ерническими монологами лид-вокалиста / басиста Петера Фёллера и его же краткими заездами в область рефлексии. Кунштюк "Trial Trip" относится к редкому подвиду треков, где непонятно как сочетаются квазиоперный пафос, хард-роковые выкрутасы, вязкие грувы "Хаммонда" и легкая краут-поволока. Главное блюдо релиза приготовлено напоследок. 7-минутная "This Song is Just for You" объединяет амбициозные выкладки Birth Control с искусством классического флейтиста Фридемана Лайнерта, упомянутого выше тандема фон Грумбков / Ноппенай, женоголосыми подпевками  и выстроенной Гельдом крупноблочной брасс-перспективой.
Резюмирую: весьма аппетитный прог-акт, явившийся существенным достижением на пути к индивидуальной вершине - глубокомысленной концепт-панораме "Backdoor Possibilities" (1976). 

1 комментарий:

Progrocker комментирует...

smaller tionotf