6 янв. 2014 г.

Wigwam "Tombstone Valentine" (1970)

Вторая пластинка Wigwam, очевидно, создавалась под девизом "коротко и ясно". Эпических опытов им хватило на стадии дебютного диска "Hard N' Horny" (1969). Тогда вокалист-англичанин Джим Пемброук умудрился сочинить 8-частную сюиту "Henry's...". Тем самым финны удовлетворили гигантоманские амбиции, после чего сменили басиста (на место Фитца Дженкинса пришел консерваторски подкованный Пекка Похьола) и сосредоточились на лаконичных сюжетах. По заведенной традиции львиную долю материала написали Пемброук и органист Юкка Густавсон. Причем порознь, ибо тяга к соревнованию - мощнейшая движущая сила для ранних Wigwam. Каким-то чудом северянам удалось заарканить маститого американского певца, музыканта, поэта, радиоведущего Кима Фоули. В результате тот согласился продюсировать новое творение скандинавов. Квартет укрепили гостевыми гитаристами (Хейкки Лаурила, Юкка Толонен), аккордеонистом Калеви Нюквистом, а также электронщиком Эркки Куренниеми, притащившим с собой допотопный полифонический синтезатор Andromatic. Затем всех загнали в студию Finnvox (Хельсинки), и понеслось...
Не особо заботясь о "прогрессивности" собственных произведений, Джим с Юккой сделали ставку на мелодизм. В принципе, вариант беспроигрышный; это понимал каждый. Другим важным фактором явилась полностью англоязычная лирика. Ранее Wigwam еще цеплялись за родного слушателя, но теперь отпустили вожжи и взяли курс на покорение Запада.
Тон процессу задает элегантный титульный номер с битловским настроением и замечательной струнной аранжировкой от маэстро Похьолы (не зря последний осваивал скрипку и фортепиано в Академии им. Сибелиуса). Вкратце: получилось "вкусно". Претензия одна: маловато. Не успеешь раззадориться, а уж оно закончилось... Эстафету от Пемброука принимает Густавсон. Оформленный им кунштюк "In Gratitude" балансирует на стыке блюз-/джаз-рока. Недурно, хотя совершенно иного поля ягода. "Dance of the Anthropods" - сугубо инструментальный вариант лоботомии по методу доктора Куренниеми; авант-электроника длиной в 68 секунд из серии "ни о чем". Зато нашпигованная острыми гитарными специями "Frederick and Bill" наверняка порадует любителей харда. Есть тут и баллада ("Wishful Thinker"), скроенная по сан-францисским лекалам; и лирический "паб-фолк" ("Autograph"), где Пекка лихо вводит в палитру фиддл. Если же говорить о прото-арте, таковым можно считать chamber-рок миниатюру "1936 Lost in the Snow", единолично придуманную Похьолой: никаких вокалов, только ритм-секция, фоно, акустическая гитара и струнные. Симпатичная "Let the World Ramble on" - очередная песенная "коронка" с ярким соло виртуоза Толонена. Чистопородный свинг-джаз "For America" повышает градус эклектики, однако в случае с Wigwam подобные "перегибы" не раздражают. За театрализованную сторону релиза отвечает опус "Captain Supernatural" - то ли драма, то ли трагифарс; понять сложно. Финалом служит трикстер-фреска "End": симбиоз органной психоделии с экстатическим певческим откровением. На десерт - парочка синглов межстилевого свойства и разной степени тяжести.
Резюмирую: достойный художественный акт, положивший начало международной популярности коллектива, и одна из этапных работ финского прото-прога. Рекомендую. 

Комментариев нет: