12 янв. 2014 г.

Lars Danielsson "Liberetto" (2012)

Матерому зубру Ларсу Даниэльссону (р. 1958) не привыкать сотрудничать с молодежью. Причем, от любых проявлений протекционизма подобные узы далеки совершенно. Ларс отнюдь не тот добрый дядюшка, что способен вытянуть за руку на сцену потенциального "звездуна". У него свой метод работы. Творческие союзы Даниэльссона основаны на тождестве талантов. Так было с поляком Лешком Мождером (на момент альянса с шведским маэстро тот уже находился в статусе международной знаменитости). Аналогичная ситуация возникла и в 2011-ом, когда для напарником Даниэльссона сделался армянин Тигран Амасян. Последний, невзирая на юность (родился в 1987 г.), успел выпустить несколько пластинок, собственной пианистической техникой вызвать восторг у Чика Кориа и прочно обосноваться в интернациональных джазовых чартах среди корифеев жанра. В общем, ангажировали его не зря.
Диск "Liberetto" записывался пестрым в географическом плане составом. Помимо мастермайнда (контрабас, виолончель, электропиано) и господина Амасяна (фортепиано, вокал), команда пополнилась британским гитаристом итальянских кровей Джоном Парричелли, именитым норвежским трубачом Арве Хенриксеном и авторитетным шведским ударником Магнусом Эстрёмом (ex-Esbjörn Svensson Trio). Львиная доля композиций сочинена Ларсом единолично. Однако каждый из музыкантов привнес в содержимое нечто ценное, уникальное, свойственное лишь ему. Лиризм Хенриксена, лаконичность Парричелли и грувы Эстрёма - неотъемлемая часть сонических пейзажей "Liberetto". Если же попытаться рассмотреть картину в деталях, выйдет примерно следующее.
Открывающий этюд "Yerevan", как можно догадаться из названия, оформлен Тиграном. Мечтательный этнический мелос, атмосферная вязь духовых, солнечная рябь редких пиано-пассажей и устойчивая, но предельно ненавязчивая ритмика. А дальше вступает в силу знаковый для Даниэльссона дождливо-меланхоличный романтизм ("Liberetto"), прорастает откуда-то из вечерних глубин скандинавская джазовая рефлексия ("Day One"), тормошит задремавшее было сознание пьеса "Orange Market", отчасти наследующая традиции бэнда Яна Юханссона (виртуозная и броская игра Амасяна поневоле приковывает внимание). "Hymnen" - пронзительное обращение к духовным истокам, старинным религиозным мотивам нордической церкви (бенефис Арве Хенриксена, чей трубный зов источает печальную мудрость). Удивительная "Svensk Låt" - пример взаимного обогащения корневых пластов. По авторской прихоти Тиграна в стилизованном под шведскую польку номере отражаются характерные фольклорные элементы армянского народа; без преувеличения гениальная вещь! За ней следует тончайшее кружево образов "Hov Arer Sarer Djan", рожденных на свет в предгорьях Арарата. А затем - изящный фьюжн "Party on the Planet", прямиком апеллирующий к современности; и тихая грусть зимней ночи ("Tystnaden"), и умозрительный, эмоционально ровный саундтрек ("Ahdes Theme"), и легкокрылая радость бытия в духе Пэта Мэтини ("Driven to Daylight"), и величаво-сумрачный финал "Blå Ängar", сдержанно иллюстрирующий прелесть северных луговых трав...
Резюмирую: живописный звуковой вояж, уравнивающий в правах эстетические принципы ню-джаза, этники и chamber-фолка. Пропускать не советую.  

1 комментарий:

Влад Василь комментирует...

Вай! Какое неземное наслаждение! Один из самых замечательных альбомов. услышанных мной за последний год. Великолепная работа. Армяне в который раз показали свое музыкальное превосходство.
Я потрясен!