20 янв. 2014 г.

Fermáta "Fermáta" (1975)

Эта оригинальная рок-единица родом из ЧССР на протяжении десятилетий высоко несла знамя восточноевропейского прогрессива. Основал же ансамбль Fermáta гитарист-виртуоз Франтишек Григляк (р. 1953) - личность скромная, но любопытная. С 5-летнего возраста изучал фортепиано. Однако в консерватории профильным инструментом выбрал гитару (сказалось увлечение творчеством The Beatles, Клиффа Ричарда, Джими Хендрикса и The Kinks). Рок-университетами для Франтишека стали культовые группы Prúdy и Collegium Musicum. Поднабравшись опыта игры в мегастилевых плоскостях, Григляк затеял организовать собственный экспериментальный проект. В 1973 г. при активном посредничестве Томаша Берки (клавишные), Павла Козмы (ударные) и Ладислава Лученича (бас) он создал Fermáta. Два последних музыканта в процессе активной деятельности отсеялись и были заменены на Петера Запу и Антона Яро. В таком составе квартет приступил к записи дебютной пластинки...
Базовый композиционный принцип Fermáta внешне выражается формулой: "тема (введение) - центральная импровизация - тема (заключение)". Тут, естественно, не обойтись без школы, а также предельно обостренного "чувства локтя". Сложные авторские выкладки Франтишека требовали от исполнителей едва ли не джазовой интуиции. И, надо отдать должное ребятам, справились более чем достойно. Наравне с мастерством братья-славяне сумели проявить завидное взаимопонимание, выдержку и артистизм.
Слаженность, мощь и ураганная энергетика берут слушателя в оборот с первым же треком - пролонгированной пьесой "Rumunská rapsódia". Завораживающие техничные пируэты лидера, свободные электропиано-пассажи Берки и головоломные ритмические смычки меж секциями сделали бы честь любой фьюжн-формации из Великобритании или Штатов. Определенно, фантазии да удали чехословакам не занимать. Что они и продемонстрировали в 10-минутном фри-этюде "Perpetuum II" с имитирующими звучание сакса синти-партиями, гипнотическими бас-грувами, архизагадочной органной тоникой и остро отточенными гитарными соло. Джазовыми сменами сюжетных линий полнится фреска "Postavím Si Vodu Na Čaj", где энигматические струнно-клавишные эскурсы камерного плана чередуются с заряженными электрической страстью блоками; изобретательная четверка словно нащупывает иной уровень, рубеж, за которым грамотный, но несколько стандартизированный фьюжн обретает по-настоящему художественный объем. И тогда уже можно изящно продефилировать по хрупкому барочному мостику, нырнуть в самую гущу лихорадочного рок-пекла, пустить над поверхностью улыбчивую стайку мыльных пузырей и риффово оскалиться напоследок, не забыв намекнуть: мол, расслабьтесь, мы просто шалим ("Valčík Pre Krstnú Mamu"). Закругляется релиз эпической утопией "Perpetuum III", эффектно плещущей дунайскими волнами, исследующей на прочность гибридную ткань авангардного джаз-рока, под завязку нашпигованной хлесткими инструментальными фразами Григляка и его пытливых разумом друзей.           
Резюмирую: крепкий и бескомпромиссный стартовый акт одного из интереснейших коллективов прогрессивно ориентированного соцлагеря. На заметку всем поклонникам Brand X, Mahavishnu Orchestra и Colosseum II.  

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Замечательная группа по возможности собрал все , что нашел.

Vermus комментирует...

Valčík pre krstnú mamu - мощный трек! Продрал.