Zoldar & Clark "The Ghost of Way" (1977/2008)

До 1977 года поклонники американской музыки "для умных" знать не знали каких-то там Золдара с Кларком. Абсолютно безвестный коллектив вынырнул с крепким релизом на лейбле Dellwood Records и столь же стремительно улетучился восвояси. Между тем пластинка оставила след в сердцах меломанов, а позднее была причислена экспертами к когорте жемчужин прогрессива второй половины семидесятых. И лишь наблюдательный рок-фэн, обозревая имена участников на конверте, мог бы сообразить, что эти ребята не вчера "с дерева слезли". Джефф Канната (ударные, духовые, гитара, вокал), Роберт Джианнотти (гитара, флейта, вокал), Майкл Золдан (фортепиано, синтезаторы, меллотрон, вокал) и другие хорошие люди, начиная с 1969 г., творили историю в рядах психоделик-прожекта Jasper Wrath. На память от той поры остался единственный альбом (1971 г.) и сборник архивных вещей. К середине десятилетия состав стало лихорадить. Покуда одни вострили лыжи в направлении "легких денег", другие пыжились блеснуть креативом в отличных от прежнего масштабах. Стараниями железного продюсера Кристофера Хоука (экс-член Jasper Wrath) разброд и шатания удалось подавить. Потребовались: а) вливание "свежей крови" в лице четырех музыкантов со стороны; б) год упорной работы над фактурой; в) пересмотр стилевых ориентиров; г) смена вывески. Результатом творческих бдений явился лонгплей, который не стыдно переиздать в новом тысячелетии на радость охочим до "вкусностей" потомкам.
С точки зрения целостности "The Ghost of Way" несовершенен. Тут, конечно, надо попенять бойцам из компании Oxford Circus. Именно они предприняли в 2008-ом выпуск материала на CD, изменив оригинальную структуру (виниловый вариант содержал не 11, а 7 композиций, причем две из них на компакт-диск не попали). Впрочем, конечный продукт все равно хорош. И заслуживает самого пристального внимания.
Вводный инструментал "Lunar Progressions" сталкивает лбами элегические гитарно-флейтовые мелизмы с вихреобразным Giant-прогом приджазованного толка. И вспыхивают в памяти строчки незабвенного Александра Сергеевича: "Я сделался ремесленник: перстам / Придал послушную, сухую беглость / И верность уху. Звуки умертвив, / Музыку я разъял, как труп. Поверил / Я алгеброй гармонию..." Тенденциозное наслоение логарифмов? Или оправданный идейный конструктивизм? Бог ведает. Чисто внешне - эффектно. А что внутри - не шибко ясно. В "пограничную" линейку треков укладываются и титульная синтетическая помесь меллотрон-рока с коммерческим помп-субстратом, и театрализованный номер "Roland of Montevere". "Touch the Sky" смахивает на мичуринский опыт по пересадке клубней Yes на мажорную штатовскую почву; неплохо, и все же сомнительно. Зато дальше все очень и очень привлекательно: симфоническая баллада "Father" в проникновенных готических тонах, красочный арт-вояж "Now is the Time", лайт-фьюжн "The City", волшебная фолк-пастораль "You", эпический прогрессивный калейдоскоп "Somewhere Beyond the Sun", лирическая АОР-рапсодия "To Be Alive" + оркестровый поп-рок "The Dream" в лучших заокеанских традициях.
Резюмирую: местами неровное, и, тем не менее, достаточно любопытное собрание исполнений. Рекомендую почитателям небанальных художественных актов, извлеченных на свет из безразмерной ретро-кладовой.                             

Комментарии