18 дек. 2013 г.

The Nice "The Best of The Nice" (1998)

В роли "дедушек арт-рока" The Nice смотрятся адекватно. Если хронологически обошедшие их соотечественники The Moody Blues некогда внедряли симпатичные поп-экзерсисы в оркестровую ткань, а укоренившиеся под вывеской Love заокеанские антиподы последних проделывали схожие вещи с психоделик-фолком, то британские выскочки покусились на святое - европейскую симфоническую классику. Бах, Моцарт, Дворжак были решительно изъяты из пантеона звуковых идолов и помещены в репетиционный закуток аккурат между баром и "кислотным" клубом средней руки. Юные наглецы настолько уверовали в собственный гений, что первым же синглом ("The Thoughts of Emerlist Davjack") заставили потесниться оппонентов. Мало того, квартет еще до выхода дебютной пластинки успел расположить к себе самого Джими Хендрикса. Непревзойденный гуру гитары даже хотел ангажировать ребят в совместное турне (к слову, в ту же упряжку планировалось пристегнуть иных прогрессирующих новичков - Pink Floyd). В общем, звезды благоволили англичанам. А они, в свою очередь, умело пользовались плодами шоу-бизнеса. В интервью различным изданиям лидер ансамбля Кит Эмерсон (клавесин, орган, фортепиано, вокал) без стеснения заявлял: игровая формула The Nice - переосмысление омертвевших форм классической музыки и джаза, попытка развернуть публику лицом к высокому искусству. Ну а коль скоро цель оправдывает средства, почему бы не придать концертам группы оттенок театральности? И вот уже отдувающийся за троих Кит резво вонзает кинжалы меж клавиш "Хаммонда", вызывая у аудитории подобие культурного шока.  Впрочем, клоунада клоунадой, но любили и любят The Nice за другое. Несколько лет кипучей деятельности обернулись четырьмя роскошными пластинками. Пик взросления - LP "Five Bridges" (1970), лебединая песнь команды. Полноформатный аккомпанирующий оркестр, патетические магнум-опусы, сюиты и "кончерто"... Они исполнили все, что хотели. И разбрелись восвояси. Однако наследие The Nice не исчезло. И потому сегодня я предлагаю вам вспомнить, как это было.  
Тринадцать пунктов компиляции - панорамный взгляд на краткую историю коллектива. Пафосная версия легендарной "America" Леонарда Бернстайна (записана "живьем" в период сессий на BBC) с органным гарцеванием маэстро Эмерсона и ритм-н-блюзовой гитарой Дэвида О'Листа; шаловливая, отороченная фанфарами буги-вуги-юмореска "Little Arabella", пропитанная всеобщей здоровой иронией; масштабная бахиана "Acceptance Brandenburger (3rd Movement)" - впечатляющий пример преломления старинного барокко-канона в зеркале прото-арта; образцово-показательная обработка интермеццо из "Карелии" Яна Сибелиуса; "цветочным" шестидесятническим настроением проникнута абсурдистская фантазия "Happy Freuds" (интересно, что же такое они курили во время репетиций?); грувовый рок-н-ролл "War аnd Peace" с "грязноватым" фуззом О'Листа; психоделическая пастораль "Cry of Eugene", окрашенная басистом Ли Джексоном в потусторонние вокальные тона; и конечно же, элегия "Hang on to a Dream" - подлинная жемчужина в активе The Nice (кстати, хоровой аранжировкой здесь отметился культовый сингер-сонграйтер Дункан Браун); замыкающий пассаж ("Rondo") - связующая нить меж И.С. Бахом и Дэйвом Брубеком, прообраз будущих достижений прог-монстров ELP - главного детища Эмерсона. 
 Итог: занимательное путешествие к истокам симфо-рока, своего рода матчасть для пытливого разумом меломана. Рекомендовано к ознакомлению.

2 комментария:

Elemento Musical комментирует...

O tema America tem citações de Leonard Bernstein e Dvorak. Muito bom. Adorei.
Um grande abraço, amigo Sergei!!

Сергей Уваров комментирует...

Por favor, Luciano. Fico feliz que tenha gostado.