15 дек. 2013 г.

Jean-Philippe Goude ‎ "Rock De Chambre" (2001)


По правде говоря, "Rock De Chambre" сложно приравнять к типичным сольным пластинкам. Разношерстный состав исполнителей вызывает невольные ассоциации с музыкальным спектаклем. Да, "драматург" и "режиссер" здесь один - Жан-Филипп Гуд; автор всех без исключения композиций. Однако же в массе своей программа является бенефисом формации L'Ensemble, в которой помимо маэстро Гуда (меллотрон, текстуры, дирижирование) значатся еще девять человек. Дополнительные силы - сводный оркестр, включающий виолончельный квартет Парижской консерватории, именитых ударников-"фьюжионеров" Билла Бруфорда и Франсуа Лезо, плюс двадцать пять персон из академического и джаз-рокового лагерей. Естественно, действует группа не скопом, а по очереди, в зависимости от сформулированных мастермайндом задач. И остановиться на них подробнее, безусловно, необходимо. Но сперва несколько общих фраз о художественной направленности релиза.
В творчестве Гуда традиционализм и новаторство сосуществуют на равных. Каноническая основа - наследие Сезара Франка, Клода Дебюсси, Эрика Сати. Имеются и близлежащие хроно-векторы - Майкл Найман, Филип Гласс, Терри Райли... Впрочем, искать конкретные привязки бессмысленно. Саунд-полотна Жан-Филиппа изысканны, лаконичны и отмечены той особой красотой, что присуща, скажем, модернистским живописным откровениям Альфонса Мухи. Если угодно, перед нами ар-нуво в его звуковом воплощении. Приняв это за отправную точку, попробуем приблизиться к главному.
Диск стартует с "Picnic Music" - унисонной камерной пьесы для духовой и струнной секций. Гобои, кларнеты, фагот, рожки, скрипки и виолончели на фоне контрабасового грува ткут декоративный узор. И хотя нечто близкое по смыслу производили Penguin Cafe Orchestra, любые аналогии тут будут неуместны. (Кстати, личное почтение Жан-Филиппа вышеуказанным британцам засвидетельствовано отдельно, в рамках номера "A Penguin's tribute".) Гуд есть Гуд, оригинальный и неповторимый. В филармонический минимализм "Vies actives - vie fictive" он добавляет нойз-секвенции, титульную вещь смело выстраивает на контрасте меж плавным chamber-развитием и броскими ритмическими вставками, а вдохновение для "Immer wieder" черпает в фортепианном импрессионизме, где прочие инструменты привлекаются лишь антуража ради. "La dernière marche" - пример утонченной авант-сонористики; наряду с обильным "живым" арсеналом используются электронные текстуры и флейтовые регистры меллотрона. Сочетание не рядовое, эффект налицо. По воле зачинщика мероприятия уличный напев аккордеона становится лейтмотивом фрески "La ligne claire" (большой привет бельгийцам Ballroomquartet!); соединение фольклорных элементов с академизмом и минимал-прогом порождает гибридную зарисовку "Lieber Hans"; шаловливые обертоны времен немого кино лихо преломляются в контексте сурового аранжировочного стиля ("Fonquitude"); а от коллажной "L'entrain m'égoisse" веет мечтательностью истинного мастера изображения. В треке "Pensée inique" мощная накипь струнных символизирует всплеск эмоций застенчивого интеллектуала Гуда. Финальный сегмент "Soliloque" - наживка для умников; пианистическая соло-рефлексия на протяжении 3-минутного пути подтачивается изнутри хаотическими поползновениями аккордеона, меллотрона и прочих электроакустических штучек.
Резюмирую: рафинированная, комплексная, по-своему выразительная арт-панорама, рассчитанная на вдумчивого слушателя-эстета. Советую ознакомиться.  

Комментариев нет: