21 дек. 2013 г.

Änglagård "Hybris" (1992)

Девяностые годы прошлого века - период реанимации классического прог-саунда. Первыми от длительной спячки очнулись шведы. И запустили на звуковую орбиту несколько совершено изумительных коллективов - реставраторов наследия семидесятых. Богатейшие традиции британско-итальянского арта дали обильную пищу для ума молодым северным интеллектуалам. А флагманом возрожденного прогрессива заслуженно сделался секстет Änglagård - краса и гордость нордической сцены.
Возник ансамбль по воле старых школьных друзей - Торда Линдмана (гитара) и Юхана Хёгберга (бас). Осенью 1990 года ребята взялись по кирпичикам собирать материал. Соответствующих идей было не особенно много, зато энергии и желания хватило бы на десятерых. Чуть погодя по объявлению в газете нарисовались еще двое - Томас Юнсон (клавишные) и Юнас Энгдегорд (гитара). В конце 1980-х оба творили в команде Minstrel. Вот и решили попытать счастья на схожем поприще. Явились парни не с пустыми руками. Из принесенных ими отдельных сырых заготовок впоследствии выросла дебютная пластинка Änglagård. Позднее прочих к вышеуказанным лицам прибились флейтистка Анна Хольмгрен и драммер Маттиас Ольссон, чей вклад в формирование репертуара оказался не менее значителен.
Разнопородные стилевые влияния (от прото-металла а ля Black Sabbath до симфонического прогрессива и акустического фолка) образовали ту неповторимую амальгаму, что с течением времени возведет Änglagård на вершину успеха. Однако прежде скандинавам предстояло выдержать ряд трудностей и доказать всему миру, что игра затеяна ими не зря.
Точка отсчета - эпический инструментальный опус "Jordrök". Лейтмотив его был сочинен Юнсоном аж в 1989 г. Разумеется, от исходного варианта тут мало что сохранилось. Сюжетная линия тщательно прорабатывалась всеми участниками бэнда. Итог: полная нервного драматизма фреска с темной хтонической атмосферой, общим "винтажным" настроением и великолепно выстроенной полифонией. Минорное начало питает и остальные пункты релиза. В 12-минутной пьесе "Vandringar I Vilsenhet" калейдоскоп средств увеличивается: флейтовое интро, кримзонический душок электрических партий, удачно вживленные фольклорные сегменты, оркестровый меллотрон-бэкграунд и изобретательные ритмические эскапады. "Ifrån Klarhet Till Klarhet" - визитная карточка концертных выступлений Änglagård. Излюбленные шведами приемы имитации шарманочно-патефонного ретро трансформируются в логически осмысленные смены эмоциональных картин - от экспрессивного напора к меланхолии, кружевной элегической пасторали - и обратно, сквозь грозовой шквал, шум и ярость. В мрачноватых тенях "Kung Bore" явственно ощущаются отголоски благородного, культурно освоенного язычества, безболезненно переселившегося в заповедные леса сказочной литературы. Исконные почвеннические элементы здесь фактически на корню подавляют нечаянное англоманство Änglagård; панорама отражает тягостно молчащую древность с ее вековыми кронами, заснеженными холмами и ледяным дыханием приполярной ночи. На правах бонуса - развернутый номер "Gånglåt Från Knapptibble", скроенный по знакомым уже лекалам; разве что доза импульсивного буйства в нем преобладает над иными аспектами.
Резюмирую: один из признанных шедевров прогрессивного рока, солидная веха в истории жанра. Рекомендуется всем и каждому для расширения умственного кругозора, а равно - многократного эстетического наслаждения.   

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

Very Taonated Thxs

Sergei Uvaroff комментирует...

You are welcome.

Vermus комментирует...

Классика, давно люблю :)

Влад Василь комментирует...

Это всегда со мной. И не надоедает, что характерно. Вечная музыка. Жаль только, что так мало.

Анонимный комментирует...

Никто уже не ожидал, но гении прогрессива очнулись от сна.
Viljans Öga - 2012

http://www.anglagard.net/viljansoga.htm

Красиво, но до 90-х не дотягивает.
Очень жду рецензию от Сергея. может мне что-то не открылось.

Sergei Uvaroff комментирует...

Альбом слышал, но рецензировать не хочется. В качестве объяснения приведу собственный короткий отзыв на диск (размещен на портале rateyourmusic.com): "Классики вернулись!" - зашелестело по рядам. - "Герои прога!"
Ну да. Вернулись. И выдали.
Музыкальный шпинат по мотивам собственных незабвенных работ 1990-х. И чего ради, спрашивается, мутили воду, нагнетали интригу?..
Откровенно говоря, скучно. Ощущение, что листаешь цитатник - со стильной обложкой, отменной полиграфией, сногсшибательными иллюстрациями... Но все же цитатник. В идейном плане - ничего нового. Да, эпические инструменталы. Да, исполнение виртуозное. Хотите ритмических пируэтов, головоломных трюков, атмосферы сырого осеннего леса? Извольте. Однако оно уже было. В прошлом веке. И кстати, слушалось на порядок интереснее. Потому как воспринималось впервые. Неужели двадцать лет, за исключением ремесленного роста, не прибавили ничего? Тогда о каком прогрессе - и тем паче прогрессиве - может идти речь? Если уж жаждете оригинальных мыслей и свежести - включите "The Water Road" Thieves' Kitchen, на котором играли те же Томас Джонсон и Анна Хольмгрен. Вот там незаурядностью сквозит на каждом шагу. А "Viljans öga" - просто напоминание. "Пациент скорее жив, чем мертв". Но это ли мы хотели услышать от легендарных шведов? Сомневаюсь.

Анонимный комментирует...

Спасибо за review Сергей. Согласен "почти".
Почти, потому-что ÄNGLAGÅRD это что-то неземное, сверхъестественное, и то неизгладимое впечатление которое они произвели в 90-х останется на всю жизнь.
Мы (я), поклонники ÄNGLAGÅRD наверное как секта(Шутка юмора), открыв уши готовы потреблять с благодарностью любой их продукт. :)

да, весь диск уступает предыдущим творениям, но первая вещь "Ur vilande" - гениальна.
Главное,есть надежда что они еще порадуют благодарных слушателей.