28 дек. 2013 г.

Aksak Maboul "Un Peu De L'Âme Des Bandits" (1980)

Дебютное творение Aksak Maboul походило на забаву. Эдакая вечеринка оголтелых меломаньяков, дорвавшихся до студийной аппаратуры. Собственно, закоперщик мероприятия Марк Холландер и не отрицал отсутствия четкого идейного замысла. Звуковая диверсия под названием "Onze Danses Pour Combattre La Migraine" (1977) - своего рода галоп-аттракцион, оформленный под лозунгом "Никаких правил!". Влияний - тьма: от Дюка Эллинтона, Эрика Сати и Нино Роты до Kraftwerk, американской школы минимализма и музыки румынских цыган. Принцип взаимодействия элементов в основе содержал практически джеймсбондовскую формулу: встряхнуть, но не смешивать. Как ни странно, результат получился на славу. Развеселое гульбище - экстравагантное до черта, и однако же вполне себе слушабельное. Осенью 1977-го Холландер сколотил "живой" состав бригады. Бельгийцы принялись активно концертировать, привлекая всеобщее внимание непомерным интеллектуальным раздолбайством. К тому моменту напарник Марка Венсан Кени целиком устранился от исполнительских функций, ограничившись ролью аранжировщика. А увлекшийся выступлениями лидер умело завязывал связи и знакомства интернационального масштаба. На дружеской орбите Холландера внезапно объявились британские столпы жанра RIO Фред Фрит и Крис Катлер (оба - из Henry Cow), к ним же присоединился виолончельных дел мастер Денис Ван Хеке. Укомплектовав обойму старыми знакомыми (вокалисткой Катрин Жоньи, духовиком Мишелем Беркманом, клавишником/перкуссионистом Франком Вёйтцем), Марк взялся окучивать свежую композиционную ниву на широком поле экспериментов.
"Un Peu De L'Âme Des Bandits" отличается от пластинки-предшественницы. Как по настроению, так и выбором средств. Обусловленным, в первую очередь, иной расстановкой акцентов. Стилевые зигзаги диска - гимн экзотизму. Псевдо-полинезийская скороговорка госпожи Жоньи в пьесе "Modern Lesson (Bo Diddley)" на фоне драм-боксов, тэйп-эффектов и колоритного chamber-джаза - это, конечно, круто. В остроумном эскизе "Palmiers En Pots" Холландер и Кº виртуозно сочленяют академический пассаж "Trio (Nuits D'Argentine)" авторства французского аккордеониста Андре Вершюрена с ритмикой "Tango", написанной на пару Марком и Франком. "Geistige Nacht (Rondo)" - безумный авант-прог, порожденный воспаленным сознанием Фреда Фрита. Любители Henry Cow и Univers Zero просто обязаны оценить по достоинству комплексную модель укрощенного хаоса. "I Viaggi Formano La Gioventu" - вторжение на территорию этнической микрохроматики, в данном случае - турецкой. Особенно удивляет артистическое преображение Ван Хеке: из рафинированного фламандца аристократических кровей он вдруг трансформируется в знойного южанина, пропевающего текст на османском наречии. Репризную вещицу "Inoculating Rabies" участники Aksak Maboul квалифицируют термином "крипто-панк". Возможно, и правильно. Диковатые запилы электровиолончели, гитар и баса при поддержке фагота с кларнетом - такое не часто встретишь. А уж 23-минутная махина "Cinema (Knokke)" - абсолютно сумасшедший гибрид из филармонических тенденций а ля Эдгар Варез, нойз-эмбиента, пространного джаза, обширных рок-атак и много чего еще. В качестве бонуса заявлен авант-номер 1981 г. "Bosses De Crosses (Horreurs)", созданный дуэтом Холландер/Кени под эгидой прожекта The Honeymoon Killers. Этот забористый коктейль без помех встраивается в соническую картину релиза, служа его логическим продолжением и завершением одновременно.
Резюмирую: диковинное, густо сдобренное пряностями блюдо, рассчитанное на элитарную аудиторию филофонистов. Пропускать не советую.   

2 комментария:

Elemento Musical комментирует...

Muito obrigado. Tive este disco em vinil. Muito bom voltar a ouvir. :))
Um grande abraço!!

Sergei Uvaroff комментирует...

Por favor, Luciano. Gosto de compartilhar com amigos boa música. Feliz Ano Novo! Desejo-lhe saúde e felicidade no 2014!