15 нояб. 2013 г.

Klotet "Det Har Aldrig Hänt Och Kommer Aldrig Hända Igen" (2010)


Если ориентироваться исключительно на имидж, эту шведскую четверку тянет причислить к панкующим анархистам. Веселые молодые люди, ряженые в черное, высмеивающие все без разбора... Где тут, спрашивается, прог? И тем паче арт? Но стоит лишь заглянуть за фасад, смыть дурашливую балаганную маску, - приоткроется многое... Верность традициям у Klotet в крови. В первую очередь, пиетет по отношению к землякам-ветеранам Samla Mammas Manna. Ларс Холльмер - безусловный авторитет для несерьезных скандинавских интеллектуалов. Собственно, оно было ясно уже по дебютной работе ансамбля - диску "En Rak Höger" (2008). Хотя спектр настроений там выглядел достаточно пестро, стилевая гамма все же стремилась к условному единообразию. В означенном ракурсе у пластинки "Det Har Aldrig Hänt Och Kommer Aldrig Hända Igen", возможно, больше шансов произвести впечатление целостной конструкции. Короткие треки перетекают друг в дружку без видимых помех. И пусть композиционные ингредиенты несут на себе печать противоречия, не отметить их аппетитность нельзя. Да, квартет из Упсалы знает свое дело отменно. "К черту хандру! - заявляют жизнелюбивые северяне. - Можете подавиться беспробудной меланхолией, коль она вам так дорога. Мы же зажжем не по-детски!" И вот он, праздник экзистенции. Не шибко длинный (всего-то тридцать семь минут), однако же оглушительный.
Для разгона - миниатюра "Gastronomiska Proportioner". Затравкой здесь служит типичный для смеховой культуры конфликт: эстетическая строгость (атмосфера "высокого" банкета с подобающим случаю звуковым антуражем) по истечении времени напарывается на откровенный стёб в русле рок-клоунады (привет Фрэнку Заппе!). Для Klotet не существенны градации, рамки, понятия "роскошно" и "вульгарно". Без малейших сомнений ребята используют ходульные поп-рефрены в инструментальном варианте, коль приемы мнятся им действенными. Из этих "игрушечных" забав возникают пассажи вроде "Sket Man Väl I", где винтажные органные слои Мильвесофии Рюдаль соседствуют с модерновым почерком Давида Халльберга (бас) и Микаля Штюрке (ударные), а равно многоликими гитарными партиями Пеля Сандстрёма. Грув и драйв в совокупности с мелодически выпуклыми очертаниями складываются весьма эффектным манером (слушаем "Dödad av Döden"), особенно когда задиристые герои берутся препарировать фольклорные элементы, дабы приготовить из них нечто противоположное по смыслу ("Falska Pengar"). Мрачноватый фьюжн ("Hjärnsubstans") благодаря активному вмешательству драммера с басистом обретает черты бесшабашности, впрочем, его корневая инфернальность не исчезает бесследно. Атакующие хард-выпады процеживаются сквозь сито ретро-прогрессива ("Hållplats Hades"), мультяшная чехарда ("Oj !") преподносится чуть ли не в духе Tonbruket, да и декадентская вычурность пост-панка ("Ekot Från Avgrunden") не так проста, как желает казаться. Даже драматические сюжеты ("Atomvinter", "Kapten Sjöbjörn") по воле безумных шведов превращаются в фарс, а заведомо пародийные вещи ("Brakander Boogie") достигают крайней степени глумления. Квинтэссенция разгульного аттракциона - заглавная 7-минутная пьеса кинематографического свойства, приправленная психоделическими паузами, закадровыми монологами и другими нешаблонными фишками.
Резюмирую: умная, ироничная и совсем ненапряжная саунд-панорама, рассчитанная на любителей безбашенного музыкального юмора с приставкой "прог".     

Комментариев нет: