21 нояб. 2013 г.

Aquarelle "Sous Un Arbre" (1978)


Во второй половине семидесятых канадская провинция Квебек заново переживала виток популярности джаз-рока. Для ансамблей-ветеранов подобное было очень даже на руку: в конце  концов, мало кто из утвердившихся на местной сцене профессионалов не прошел боевое крещение фьюжн-прогом. Да и свежеиспеченные коллективы пытались чутко улавливать настроение публики. Другой вопрос, что не у каждого оно получалось. Команде Aquarelle в этом отношении повезло. Лидер инструментального септета, молодой композитор и клавишник Пьер Леско, удосужился сочинить исключительно сильный материал. А воплощать его, наряду с мастермайндом (фортепиано, синтезатор, электропиано, клавесин), взялись вчерашние студенты консерватории: Пьер Бурнаки (электрическая и акустическая скрипки), Мишель де Лиль (бас, перкуссия), Жан-Филипп Желинез (саксофон, флейта), Андре Леклерк (ударные, перкуссия), Стефан Моренси (гитары) и Анн-Мари Куртеманш (вокализ). В монреальской Studio Six, куда поздней осенью 1977 года пожаловали наши семеро смелых, с группой работали опытные помощники - виолончелист Марио Жиро и хорист Элен Мартин. Действовали музыканты воодушевленно, но при том сохраняли трезвый расчет, демонстрируя абсолютное понимание замыслов маэстро Леско. Отсюда и достойный похвалы результат.
Открывающий номер "La Magie Des Sons" идеально укладывается в традиционную для квебекской прогрессивной школы стилевую линейку. Сочетание камерного полюса с энергетически мощной рок-пульсацией наводит на мысль о легендарных предшественниках Aquarelle - великолепных Maneige. Однако нельзя не отметить и индивидуальный авторский почерк Пьера - ясную лирико-драматическую основу, явленную посредством рефлексивных пианистических партий, эпизодически оттеняемых струнными. Присовокупим к оговоренному интересные ритмические шалости при участии взвинченных саксофонных антраша на заключительном этапе трека. В итоге получим крепкий пассаж, свидетельствующий о здоровых амбициях дебютантов. Игривый шарм эскиза "Francoise" базируется на кинематографически-беззаботной флейтовой мелодике и брызжущем каскаде виртуозных джазовых искр, летящих во все стороны от зажигательного тандема клавиши + сакс. Сингловая "Bridge" с ее мощным брасс-началом исполнена в модной тогда фанк-манере, не отменяющей налет академической интеллигентности. Союз земного и небесного, мечты и реальности доходчиво представлен в титульной пьесе, чьей опорой служат как светлые пасторальные chamber-извивы, так и краткие, плотные рок-вспышки. 8-минутная конструкция "Aquarelle" - практически эталонный пример фьюжн-арта, ныне исповедуемого японцами KBB, Fantasmagoria и иже с ними. Место романтическим устремлениям находится в контексте позиции "Volupté". Ну, и завершает программу до одури радужный фанк-экскурс "Espéranto" - не лишенный изящества, а все ж таки слегка надоедливый по причине монотематизма (впрочем, это частное мнение рецензента).
Резюмирую: отличный релиз, искренне рекомендуемый всем поклонникам прогрессивного джаз-рока с камерным уклоном.       

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Отличная группа! Очень впечатляют. Кстати, следующий концертный альбом у них тоже замечательный. Станислав

Сергей Уваров комментирует...

Да, я знаю. Читал отзывы о второй их пластинке. Правда, непосредственно с ней покуда не ознакомился. Надеюсь, удастся.