19 окт. 2013 г.

Univers Zero "The Hard Quest" (1999)


В 1987 году "священное чудовище" бельгийской сцены погрузилось в сон. На долгих одиннадцать лет. Прежние возможности Univers Zero были исчерпаны. Творческих прозрений отчего-то не возникало. И Даниэль Дени, скрепя сердце, распустил коллектив. Его коллеги не остались без дела. У кларнетиста Дирка Дешимакера, к примеру, уже вовсю шло сотрудничество с Julverne и Вимом Мертенсом. А сам мастермайнд взял да и влился в состав близкой UZ по духу экспериментальной формации Art Zoyd, где встретился с экс-коллегой Мишелем Беркманом. В начале 1990-х Дени, уверовавший в собственный креативный гений, выпустил две сольные пластинки - "Sirius and the Ghosts" (1991) и "Les Eaux Troubles" (1993), продемонстрировавшие недюжинный потенциал маэстро. Параллельно продолжался процесс накопления идей. Даниэль активно изучал труды по истории западноевропейской музыки эпохи средневековья. Поиск нового звукового языка двигался трудно, но тонкий лучик надежды уже пробивался сквозь удушливый сумрак тотальной коммерции и глумливой альтернативы...
Они встретились осенью 1998-го. Закаленные гастролями матерые зубры, давние соратники по цеху - Дени, Дешимакер, Беркман. В загашнике у бессменного лидера UZ имелся ряд заготовок. Умница Мишель, пользуясь расположением шефа, внес в копилку кое-что свеженькое. Для комплекта ангажировали в ансамбль молодых - скрипача Игоря Семенова с гитаристом/басистом Реджинальдом Триго, сыном верховного жреца конкурентов-авангардистов Present. В воздухе повеяло интригой, и очнувшийся от летаргии суровый монстр хищно клацнул зубами...
Программа "The Hard Quest" стопроцентно оправдывает свое название. Альбом создавался почти без оглядки на былые достижения. Да и взятый тайм-аут кардинальным образом повлиял на художественное мировоззрение мсье Дени. РИО? Вряд ли. Это осталось за горизонтом 1980-х. Ни о какой оппозиционности уже не могло быть и речи. Бунтовать Univers Zero не собирались вовсе. Отталкиваясь от медиевальной готики, канонических фигур ars nova и фламандской полифонической эстетики XVI века, они пошагово проектировали оригинальную соническую вселенную с мощными корнями и вычурными побегами. Если вступительная "Vieux-Manants" выглядит эдаким наведением мостов меж современностью и европейским дворцовым маньеризмом, то механические выверты "Civic Circus" невольно порождают вопрос: а есть ли у данной музыки душа? Да, получившийся гомункулус по-своему строг, изящен и грациозен, но способен ли он на проявление эмоций? В ответ участники UZ неопределенно пожимают плечами и принимаются за органно-струнные дарк-красоты ("Affinité"), смурные авант-речитативы ("News From Outside"), агрессивные камерные головоломки ("Rébus") или же одиночные фортепианные размышлизмы ("L'Impasse du Choléra"). Содержатся тут и намеки на традиционные для ребят Даниэля ценности ("Rouages", "Kermesse Atomique", "Succès Damné"), впрочем, то лишь слабые отголоски ностальгии. По-настоящему самобытно обновленные UZ заявляют о себе единожды, в 10-минутной панораме "Xenantaya" - умозрительной фантазии на тему альянса пост-рока с chamber-прогом. Остальное - не более чем мрачные тени на неподвижном каркасе реанимированной легенды. И все-таки надо признать: даже в столь сомнительном виде бельгийцы умеют произвести впечатление. Посему всем заинтересованным советую приобщиться. Возможно, откроете для себя нечто уникальное.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Забавные они ребята. Мне все их альбомы нравятся. Чуть больше, чуть меньше, но халтуры они не делают. )
Станислав

Сергей Уваров комментирует...

Согласен. Да и было бы странно ожидать от команды Даниэля Дени откровенно слабых альбомов. Эти артисты пребывают в таких художественных сферах, куда многим вход заказан.

КаБэ комментирует...

...да, да....мастерство не пропьёшь...

Сергей Уваров комментирует...

Это точно.