30 сент. 2013 г.

Vincent Artaud "Artaud" (2004)


Nu Jazz - территория смелых. Здесь мало быть рядовым поборником эклектики. Необходимы блеск таланта, беспредельная фантазия, а главное - чувство гармонии. Без этого невозможно состояться творцом. Словом, жанр не для каждого. И все же находятся уникумы, способные с завидной легкостью пересекать стилевые границы, играючи преображать устоявшиеся формулы. Сегодня речь об одном из таких оригиналов. Знакомьтесь: Венсан Арто. Истинный француз, подлинный экспериментатор, настоящий художник.
Родился в Анси, вырос в Дижоне, с 1992 года обосновался в Париже. Ключевой инструмент Венсана - контрабас. С этим массивным агрегатом связаны годы ученичества в джазовой школе. Впоследствии пытливый разумом Арто для лучшего практического понимания искусства композиции подчинил себе гитару и клавишные, а также овладел навыками электронного программирования. В 1997-ом наш герой организовал квартет и принялся активно ковать репертуар. Молодую поросль приметили бойкие критики, и вскоре состав под управлением Венсана приобрел статус профессионального, самобытного коллектива. Постоянно расширяя кругозор, Арто пробовал силы в роли театрального продюсера; не чурался сессионной работы "на подхвате" у популярных певцов (Патрик Брюэль, Дани Брийан и др.); записывался и гастролировал со множеством артистов различного калибра. Полученный опыт не пропал даром. К 2004 году Венсан созрел для воплощения первой сольной пластинки...
Диск, незамысловато озаглавленный "Artaud", в пику названию совсем не прост. В резерве у мастермайнда оказались: а) камерный квартет; б) парочка духовиков; в) ударник. Плюс закадычный приятель-электронщик Арно Реботини, некогда открывший Венсану глаза на таинства неодушевленного мира. Правда, на альбоме он присутствует эпизодически, но это дело пятое. Куда интереснее охватить звуковую панораму "Artaud" в целостности и прощупать на предмет необычности.
Вводный трек "Element 12" - пример изысканного chamber-минимализма. В алхимической реторте затейника Арто грамотно перемешались юношеские увлечения Бартоком, Веберном и Пендерецким с кинематографически стройной ритмикой, растворенной в канве dream fusion. "Downtown" с его брасс-подкладками и струнными винъетками, полночной урбанистической мечтательностью и пульсирующим электронным эхо успешно маскируется под своеобразный синти-джаз. Далее по схеме - тревожная камерность с восточным оттенком ("Agarta"); репетитивные синкопы альтов, скрипок, рожков да саксов, сложенные в отточенный мелодический ряд ("Evola"); секвенсивно-луповое сумасшествие вкупе с резким авант-бопом ("Das Verbrechen"); аморфные блуждания в гипотетической джазовой нирване ("Isaac Resonnant"); проклассический фьюжн-эмбиент, выступающий аллегорией на "Прелюдию" Дебюсси к "Послеполуденному отдыху Фавна" ("Element 1"); кибернетический техно-пинг-понг на фоне бушующей полифонической стихии ("St Barthelemy"); eine kleine dissonata в форме грустно-медленного марша ("Primo") и эпический (в идейном отношении) финал "Bereshit", от которого веет ветхозаветной пророческой мудростью...
Резюмирую: неожиданный, странный и вместе с тем увлекательный релиз, способный приглянуться узкому кругу сонических авантюристов. Выбор за вами.  

2 комментария:

Elemento Musical комментирует...

Fico feliz com o teu regresso, amigo Sergei!
Obrigado por mais um cd!
Luciano!

Sergei Uvaroff комментирует...

Obrigado pelas palavras gentis, Luciano. Eu vou tentar não desaparecer.
Sergei