2 сент. 2013 г.

Claude Bolling & Pinchas Zukerman "Suite for Violin and Jazz Piano Trio" (1977)


Ежели покопаться в прошлом, выяснится прелюбопытная вещь: начало заигрывания Клода Боллина с классикой относится аж к 1965 году. Тогда лукавый француз произвел на свет программу "Jazzgang Amadeus Mozart" - абсурдистский микс, сотканный из мелодических петель "Турецкого марша", характерных приемов диксиленда и немалой порции музыкального юмора. Чуть позже известный дирижер и пианист Жан-Бернар Поммье обратился к Боллину с предложением сочинить фортепианный crossover-диалог. Результатом явился очаровательный альбом "Sonata for Two Pianists" (1972). Затем на горизонте возник флейтист Жан-Пьер Рампаль... Остальное, надеюсь, вы знаете.
В 1977-ом пути-дороги Клода Боллина пересеклись с маршрутом другой интересной личности. Уроженец Тель-Авива, выпускник Джульярдской школы скрипач и альтист Пинхас Цукерман (р. 1948) уже успел "прогреметь" в США. Именно его хитрющий маэстро Клод и подбил на свежий эксперимент. По признанию Боллина, работа была в диковинку всем участникам процесса. Хотя знатный парижанин и раньше оформлял партитуру для оркестровой стринг-секции, придумывать партии для скрипки-соло он брался впервые в жизни. Отголоски эпохи романтизма, танцы народов Центральной Европы + джаз - краеугольные камни совместной пластинки двух корифеев. Попробуем шаг за шагом проинспектировать содержимое.
Вводная фаза - рондо "Romance", озаренное ностальгическим светом. Душещипательные пассажи Пинхаса под клавишным нажимом Клода мало-помалу вовлекаются в резвую авантюру, где к зачинщикам подключаются контрабасист Макс Эдигер и ударник Марсель Сабиани. Невзирая на эмоциональную круговерть, завершается действо циклически - мотивом чувственного томления. "Caprice" - изящнейший сплав виртуозности с яркими гармоническими ходами; бесподобно сконструированный и первоклассно исполненный номер. Любимая Боллином парадоксальная связка "барокко-блюз" находит воплощение в контексте произведения "Gavotte". И прекрасным ночным цветком распускается "Tango". Тут мсье Цукерман колорита ради вовсю использует альт, к тому же мастерски жонглирует оттенками настроений - от мистериальных пиццикато до классически выверенных, замирающих в тиши струнных фигур. Фольклор, свинг и зрелый академизм обретают себя друг в друге на густо испещренных нотами листках "Slavonic Dance" - лирической фрески, запрятанной вглубь шального ритмического каскада. Атмосферой немого кино дышит кружевной рисунок этюда "Ragtime", тогда как "Valse Lente" околдовывает нарочитой неспешностью и сочными инструментальными линиями. Замыкающий штрих, "Hora", - альянс почти что цыганской страстности с рассыпчатым драйвом мини-джаз-бэнда...
Резюмирую: отличное извлечение из долгоиграющей серии боллиновских релизов и замечательный подарок для тех, кто не стиснут узкими рамками жанров.

1 комментарий:

Silver Iris комментирует...

Да...Любопытные эклектичные сочинения. Словно совершаешь фантастически-исторический экскурс, перемещаясь во времени и пространстве, погружаясь то в одну ипостась музыкальных пристрастий, определённой эпохи, то в другую... Прекрасные, странные, разные.., но органически сочетаемые между собой, виртуозно замещающие друг друга, муз.композиции. Точно метаморфозные арабески в детском калейдоскопе) Интересно) Спасибо :)