3 авг. 2013 г.

Gösta Berlings Saga "Glue Works" (2011)


Что импонирует в северянах, так это их врожденная поэтическая образность. Вот, скажем, шведы Gösta Berlings Saga. Если без дураков, инструментальный прогрессив-рок. Но то с позиции критика. Сами же члены квартета видят свое творчество несколько по-другому: "нордическое музыкальное путешествие, окаймленное мелодичными, резко очерченными линиями, мерцающими, как полярное сияние над далекой арктической тундрой, сопровождаемое агрессивными риффами, подобными леднику, кромсающему плоть скандинавских фьордов". Прочтешь такое и поневоле загоришься мыслью всенепременно послушать хотя бы пару вещей...
"Glue Works" - третья пластинка GBS. В определенном смысле - переломная. Прежние альбомы ребят выходили под шапкой лейбла Transubstans records. Однако за выпуск "Glue Works" несла ответственность легендарная американская контора Cuneiform. Что косвенно намекало на факт международного признания заслуг GBS и автоматически выводило дистрибуцию произведений стокгольмской четверки на новый уровень. Другой приятный момент - продолжение сотрудничества с продюсером Маттиасом Ольссоном (Änglagård), известным ценителем высокохудожественных актов. В общем, обстановка располагала к серьезной работе, и члены ансамбля постарались максимально оправдать возложенное на них доверие.
Семь позиций диска способны порадовать любителя энигматических прог-опусов. Завязкой служит пьеса "354". На мерно пульсирующем пост-роковом поле шведы воздвигают минималистскую по контурам, но изобилующую деталями конструкцию. Густые слои звука то наливаются спелостью, то рассыпаются сотней хрустальных осколков. Погруженные во тьму фасады озаряются багровым. Индустриальная неврастения King Crimson, здоровый авантюризм Tonbruket и затаенная ярость Anekdoten отражаются в мутных зеркалах GBS. От этюда "Icosahedron" также не стоит ждать эмоциональной стабильности. Меланхоличную колыбельную драпируют электрическим дисторшн-полотнищем, а затем силятся высвободить из плена инфернального хаоса. Эпическая история "Island" мнится натуральной обманкой. По первости слушателя очаровывают изящным струнным аранжементом (партия виолончели - Сесилия Линне). И кажется, впереди маячат дивные камерные своды. Не тут-то было. Консерваторские штудии оборачиваются надругательством в особо извращенной форме - с жесткой гитарой Эйнара Бальдурсона, колючими саунд-скрепами ритм-секции (Габриэль Херманссон - бас, Александр Скепп - ударные, перкуссия) и тщательно насаждаемым клавишным аналоговым безумием Давида Люндберга. В оставшейся части программы относительно спокойной выглядит разве что трек "Geosignal" - полная интриги мастерская арт-амальгама. Прочее напоминает тарзанку, интенсивно раскачиваемую над жерлом атомного реактора: привлекательный и в то же время чертовски опасный процесс... 
Таковы Gösta Berlings Saga - экстремалы, избравшие местом действия территорию сумрака. И коли не страшат вас коллажные эксперименты над псевдо-реальностью, добро пожаловать в мир актуального ретро-маньеризма. 

Комментариев нет: