Light "The Story of Moses" (1972)


В переносе ветхозаветных сюжетов на музыкальную почву существуют две большие опасности: 1) риск скатиться в безотчетный пафос; 2) не дотянуть до глубины первоисточника. Тут, естественно, многое зависит от выбора жанра. Разумеется, подобные вещи удобнее решать в симфоническом или оперном форматах (по крайней мере, размах подходящий). Однако некоторым уникумам закон не писан. 
В начале 1970-х голландский пианист/композитор Адри Вергер решил последовать примеру Э. Ллойд-Уэббера и разыграть "библейскую карту". Взяв за основу мотив Исхода из Египта, он пунктиром прошелся по ключевым эпизодам темы. В отношении стиля все было ясно заранее. Со второй половины шестидесятых Адри рулил провинциальным рок-ансамблем Light, посему вокально-инструментальные партии сочинялись под вполне конкретных исполнителей. Работа над "The Story of Moses" продвигалась активно. На излете 1971 года 40-минутную эпопею включили в репертуар группы. На ловца, как известно, и зверь бежит. С подачи охотника за талантами и главы компании Barclay Records Эдди БарклиLight попали в сферу внимания саунд-продюсера Берта Схаутена. Последний внимательно ознакомился с творчеством рокеров и в итоге заключил с ними контракт. Оставался сущий пустяк - воплотить "Историю Моисея" в условиях студии...
Свой объемный концептуальный кунштюк Вергер реализовал средствами симфо-прога. Будучи убежденным классицистом, он не мог отказать себе в удовольствии насытить программу соответствующими элементами. Отсюда обилие клавишных пассажей традиционной филармонической закваски. Бахианская минорная гамма служит прелюдией к вступлению "The Water". А дальше, используя привычный арт-арсенал (фоно, "Хаммонд", челеста, меллотрон и прочий аналоговый "гардеробчик"), Адри и Кº выстраивают стройное повествование в оркестровой манере. Пышное звуковое убранство первого трека сменяется игривым (почти каноническим) прото-прогрессивом на базе ритм-н-блюза ("The Blackberry Bushes"). Внешнюю легкость излучает и композиция "White Turns Into Black". Здесь мастермайнд, при молчаливом согласии басиста Йопа Слотьеса и ударника Сьяко ван дер Спельда, пускается в виртуозное джазовое путешествие верхом на электрооргане, под занавес усиливая палитру флейтой Ханса де Брёйна. Барочные инкрустации в духе легендарных фламандцев Ekseption буйным цветом покрывают территорию пьесы "The Nuisances". Стоит признать: Вергер тут действует не менее эффектно, чем Рик ван дер Линден, демонстрируя великолепную технику и понимание азов консерваторской премудрости. В канве фрески "The Desert" наконец-то проклевываются ориентальные признаки, придающие мифологической линии определенный этнический колорит. Да и короткий эпилог "The Red Sea" не лишен экивоков в сторону клезмера (что особенно заметно по саксофонным вывертам де Брёйна).
Резюмирую: очень симпатичная, крепко сколоченная пластинка, Америк не открывающая, зато позволяющая каждому ретроману провести время с пользой и удовольствием.  

Комментарии

Анонимный написал(а)…
достойный внимания альбом. раньше с ним не был знаком. получил удовольствие.

ассоциативно вспомнился еще один библейский концептуальный акт - Salamander "The Ten Commandments" 1971. есть даже некоторое музыкальное сродство. любопытно было бы познакомиться с мнением Сергея и об этой работе.

Марк
Sergei Uvaroff написал(а)…
Спасибо за отзыв, Марк.
К обзору "The Ten Commandments" подступался не единожды, но всякий раз что-то останавливало; видимо, обстоятельства не благоприятствовали. При том, что работа Salamander мне глубоко симпатична. Все-таки надо будет при случае уделить ей должное внимание...