After Crying "Megalázottak és Megszomorítottak" (1992)


О своих вдохновителях они всегда говорили без утайки. В сфере классической музыки - уникальная Б-триада: Бах, Бетховен, Барток. В мире интеллектуального рока вершиной творческой пирамиды для After Crying служили (и служат) британские прог-аристократы - Emerson Lake & Palmer да King Crimson. Игровые схемы венгерского бэнда (как и положено ансамблю с приставкой "арт") не страдали однообразием. Так, LP "Overground Music" (1990) в большей степени ориентировался на камерное звучание. Однако с введением в состав драммера Ласло Гача членам группы пришлось основательно пересмотреть репертуарную политику, сделав уклон в рок-область. Первым шагом на этом пути стала программа "Megalázottak és Megszomorítottak". Трудились над ней сообща, придавая огромное значение деталям. Для верности подключили к процессу chamber-октет. И результат получился по-хорошему впечатляющим.
Пять треков: три миниатюры, эпик + еще одна пьеса с увеличенным хронометражем. Повод для старта - 22-минутное полотно "A Gadari Megszállott". Атмосферный синти-ландшафт, редкая птичья перекличка, благородно-траурные виолончельные пассажи... На протяжении доброй дюжины минут никаких особенных сюрпризов не происходит. Разве что действие обогащается вокально-повествовательным элементом на мадьярском наречии. Но все очень ровно, неспешно, в рамках высокой культуры и драматической по внешним кондициям темы. Зато дальше начинается интересное. Клавиши Чабы Ведреша постепенно перепрофилируются: джазовые петли чередуются с неприкрыто авангардными приемами. Волей-неволей меняет окраску и виолончель Петера Пейтшика, устремляясь в русло полу-импровизационных маневров. Свою лепту в общую копилку также вносит труба Балажа Винклера, задавая вектор движения ритм-секции. Короче, убедительно, и убедительно весьма. Ноту трагизма берет сочиненный маэстро Ведрешем реквием "A Kis Hõs". Струнные с их величавой осанкой, разнополые хоралы, слитые в унисон... Ни тени электрического вмешательства. Ощущение, словно побывал на мессе в церковном соборе. Чинно, скорбно и таинственно... Миньон "Noktürn" поддерживает линию умиротворения: трогательная эмбиентальность, венгроязычная лирика, секвенсивно-филармоническая "подсветка"; тихо, приятно и без претензий. Зато в титульной вещи ребята по первости лихо нарезают "кримзонику" (причем, с упором на замысловатые партии клавишных и предельно изобретательные "виолончелизмы" - то вздыбленно-истеричные, а то и исполненные благодати). Впрочем, вторая фаза опуса больше напоминает пространные джаз-экскурсы Терье Рюпдаля: щедро усеянные паузами фортепианные аккорды, мерцающее загадкой соло духовика Винклера, и плавно наползающие эфирные волны, омывающие душу, избавляющие от суеты и погружающие в целебный, живительный сон... Финальный эпизод "Végül" - умозрительный срез меж академическим упражнением в композиции и вычурным ритмическим фьюжн-пробросом на короткую дистанцию.
Резюмирую: одна из почетных позиций европейского прог-ренессанса 1990-х. Воплощение свежести, оригинальности и таланта. Пропускать не советую. 

Комментарии

Анонимный написал(а)…
одна из моих любимейших команд. собрал почти полную коллекцию дисков, чем весьма доволен. настоятельные рекомендации.

Марк
Влад Василь написал(а)…
Венгры отожгли! Такого удовольствия давно не получал. Однозначно останется в коллекции с отметкой "золото".
Виртуозное исполнение замечательного материала.
Sergei Uvaroff написал(а)…
Да, в восточноевропейском проге нового времени подобных работ - считанное количество. А сами After Crying давно уже значатся венгерской арт-командой №1. Хотя на пятки им потихоньку наступает талантливая молодежь (те же Fugato Orchestra), но авторитет легендарных ветеранов остается абсолютным и непререкаемым.