Eela Craig "Eela Craig" [plus 4 bonus tracks] (1971)


В музыкальности австрийцев сомневаться бессмысленно. Достаточно вспомнить, что эта земля подарила миру Моцарта, Шуберта, Гайдна, Листа и Брукнера, породила нескольких Штраусов, а также пополнила глобальное композиторское собрание наследием Новой венской школы. Однако с арт-роком на родине классиков дела обстояли печально. В подобном отношении Австрия по всем показателям хронически отставала от германских сородичей, не говоря уж о законодателях жанра - британцах. Хотя, если отрешиться от количественной составляющей, следует признать: повод для гордости за своих у земляков Амадея был. И имя этому феномену - Eela Craig
Возник ансамбль в городе Линц на рубеже 1969-1970 годов. Основали его люди с приличным игровым опытом и весьма своеобразными наклонностями. Один тяготел к джазу, другому нравилась психоделия, третий поклонялся мелодическому божеству The Beatles, а четвертый (выпускник Музыкальной академии Брукнера) грезил о покорении симфонических вершин. Так или иначе, парням удалось нащупать точки соприкосновения интересов. И лучшим подтверждением профессиональной репутации группы стали яркие концертные шоу. Команде повезло выступить на радио, потом их заприметили телевизионщики, а дальше в судьбу секстета вмешался доктор Альфред Пешек - завзятый авангардист, апологет течения New Music. Благодаря его менеджерским талантам Eela Craig заключили контракт на запись альбома. Полуторатысячный тираж безымянного первенца разлетелся за пару недель. Публика пребывала в экстазе, критики захлебывались от восторга. Один из рецензентов категорично вознес дебют австрияков над вершину пьедестала, предпочтя "Eela Craig" одновременно вышедшему LP "Tarkus" англичан ELP. Не берусь судить о том, какой из дисков сильнее. Но вслушаться в содержимое повнимательнее определенно стоит.
Релиз включает четыре продолжительные сюиты. Две из них принадлежат перу пианиста Хуберта Богнемайра, остальные авторства гитариста/органиста Хайнца Герстенмайра. Синтез эпической драмы с дикарским протяжным криком Виля Ортофера (вокал, саксофон) в прологе трека "New Born Child" озадачивает без меры. Впрочем, стилистика действия постоянно трансформируется. И вот уже звучит прочувствованная арт-рапсодия с "нормальным" англоязычным пением, флейтой и клавишными, а после элегическое настроение разносится вдребезги агрессивно заряженным хард-подразделением (сдвоенные гитары, буйный сакс, клавишные и шальная ритм-секция). Полуакустический блюз-прог "Selfmade Trip" гармонично сменяется фьюжн-джемом с импровизационными флейтовыми соло, возвращаясь под занавес к изначальному рисунку, только уже в оригинальной краут-проекции. Приблюзованный джаз-рок-микс "A New Way" также обильно сдобрен духовой "подсветкой" Харальда Цушрайдера (гитара, орган, флейта, саксофон), а параллели напрашиваются сами собой: в схожей манере работали американцы Seatrain. Грандиозным финалом программы служит 12-минутное полотно "Indra Elegy". Тут уж артисты максимально задирают планку: астральные органно-флейтовые эскапады, ядреный забойный рок, чистопородный пианизм, меланхоличные вокально-гитарные арт-джазовые откровения и роскошное outro в пасторальном ключе. На правах бонусов заявлены четыре вещи образца 1972-1974 гг., чьи жанровые рамки простираются от экспериментального космизма до невероятно душевного симфо-прога.
Резюмирую: необыкновенный релиз, ныне почитаемый за шедевр раннего австрийского прогрессива. Настоятельно рекомендую.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
хорош, впрочем как и 72 с 76...
Был в Линце(4 месяца) - немолодежь знает и любит (как показалось)
Анонимный написал(а)…
Я бы всё же традиционно называл Листа венгерским композитором. Вместо него предлагаю Густава Малера или Иоганна Непомука Гуммеля. Хотя они тоже те ещё австрийцы. Один еврей, другой чех... )) Станислав
Sergei Uvaroff написал(а)…
Ну, империя-то была Австро-Венгерская. Хотя по справедливости он, конечно, ближе к венграм ))