23 февр. 2013 г.

Brainstorm "Smile a While" (1972)


1968 год, Баден-Баден. Новообразованный ансамбль Fashion Pink делает первые успехи на музыкальной ниве. В принципе, ничто не мешало парням и дальше от души "нарезать" блюз-рок. Однако в Штатах внезапно "выстрелил" Фрэнк Заппа с его показушным раздолбайством, изощренной джазовой техникой и едва ли не академической глубиной, а в Англии тем временем усилилось кентерберийское рок-течение. И эти разнополярные факты спутали юным тевтонам все карты. Fashion Pink уверовали в силу эксперимента. В конце концов, разве не для того предусмотрено стилевое деление, чтобы периодически преодолевать границы и разрушать устойчивые стереотипы? Именно этим и занялись вчерашние подростки. Прогрессировали быстро. Да и как иначе, если за плечами у каждого либо консерваторские штудии, либо опыт игры в составе школьных биг-бэндов. В интервале с 1969 по 1971 г. коллектив записал несколько выступлений на радио. И уже в 1972 г. талантливым немцам удалось заключить контракт с конторой Spiegelei (подразделением лейбла Intercord) на выпуск двух альбомов. Единственным требованием работодателей был пункт о смене названия. В итоге Fashion Pink приказали долго жить, а на авансцену заступила бригада с коротким и звучным именем Brainstorm.
Дебютная программа квартета "Smile a While" стала откровением для многих. Такой смеси из ернической клоунады и насыщенных деталями виртуозных партий германская публика, пожалуй, еще не знала. Под фривольной обложкой с четырьмя небритыми субъектами в неглиже притаилась подлинная бомба. Надо сказать, эффект от взрыва превзошел ожидания самих артистов. Материальные затраты на изготовление диска окупились с лихвой. Впрочем, не будем касаться финансового аспекта и попробуем лучше сосредоточиться на ключевых содержательных моментах.
Бодрый старт "Das Schwein Trügt" отмечен комплексной перекличкой саксофона Роланда Шаффера с органом и электропиано Эдди фон Оверхайдта. В коллизиях пьесы ощутимо влияние Soft Machine, хотя мелодический язык Brainstorm по-своему оригинален. Что подтверждается следующим номером "Zwick Zwick", устремляющимся в авант-джазовую плоскость (тут особенно выделяются флейта Райнера Бодензона и "Хаммонд"-грувы кудесника Эдди). Акустическая композиция "Watch Time Flow By" призвана добавить немного лирики в контекст пластинки; пение на английском, привкус эстрадности и легкий флер босса-новы производят весьма приятное впечатление. Каверзный кунштюк "Bosco Biati WeiB Alles" - это, прежде всего, засилье духовых и капитальное глумление над ритмом во второй части опуса. Инструментальная акробатика "Snakeskin Tango" сопровождается издевательскими завываниями Шаффера. Зато в титульном эпике Brainstorm свершают мощный бросок навстречу фьюжн-прогу эталонного качества, не уступающему наиболее закрученным творениям голландцев Supersister. "You Are What's Gonna Make It Last" - дань уважения блюзовым истокам команды. Финальный штришок "Don't Forget" оборачивается 30 секундами каламбура в традициях Заппы, Самлы и иже с ними. Добито издание комплектом радиосессионных бонусов, где энергичная исполнительская манера функционеров дойче-арта представлена в наилучшем виде.
Резюмирую: блистательный образчик прогрессивного джаз-рока с фарсовым уклоном. Рекомендуется тем, кто обожает авантюрные квесты повышенной сложности.      

Комментариев нет: