21 янв. 2013 г.

Gordon Giltrap Band "Airwaves" (1982)


Есть в британской музыкальной практике такое устойчивое понятие как 'library album'. То бишь материал, изначально предназначенный для некоммерческого использования на телевидении, радио или же в любой другой медиа-структуре. В этом ключе задумывалась и пластинка "Airwaves". Прославленный трубадур Гордон Гилтрэп подключил к творческому процессу соратников - Рода Эдвардса (клавишные), Бимбо Экока (саксофон, флейта), Клайва Банкера (ударные) и Чэса Кронка (бас). Таким образом, слово 'band' красуется на вывеске не случайно. По мере сочинения репертуара маэстро был вынужден отторгнуть изначальный посыл. И причиной тому - всплеск коллективного вдохновения. Видя нешуточное рвение своих друзей, Гилтрэп выдал коллегам полный карт-бланш. На "военном совете" сообща решили двигаться проторенным путем успешного релиза-предшественника "The Peacock Party" (1979). Надлежало поделить поровну знакомую фольклорную территорию с пространством интеллигентно-романтизированного рок-звучания. Забегая вперед, скажу: у них получилось.
Облегченная фанк-ритмика, обильные партии сакса, плотная клавишная оркестровка... Неужели это вчерашний бард, последователь странствующих лютнистов средневековья? Как ни странно, да. Вслушавшись в электроакустические пассажи гитары ("Black Lightning"), понимаешь: манеру Гордона не спутать ни с чем. Ведь аналогичный принцип фразировки задействован и в трилогии ("Visionary"/"Perilous Journey"/"Fear of the Dark"), снискавшей ему известность. Примечательно, что члены бэнда не тянут "одеяло" на себя. Квинтет функционирует в гармонии друг с другом, ансамблевый принцип здесь ценится превыше личных артистических интересов. Поиграв unplugged-волнами незримого Эгейского моря ("El Greco"), пятерка заряжает декоративно-помпезный арт "Heroes". Патетики в нем немало, однако с композиционной точки зрения она оправдана. Журчит, свиристит и переливается лирическая пастораль "Haunted Heart" - созерцательная панорама лесистых английских ландшафтов. Виртуозным каскадом струится "Rainbells" - в целом довольно характерная для "зрелого" Гилтрэпа зарисовка. "Dreamteller" Рода Эдвардса - в большей степени диалог синтезатора и духовых. Гордон тут на подхвате, мелодично потренькивает в тени остальных. Флейтовое кружево, изящные клавишные и утонченный привкус необарокко, привнесенный 12-струнным агрегатом лидера, слагаются в размеренный наигрыш "Reaching Out". Изумительный колорит этюда "Sad Skies" - своеобразная дань уважения Dire Straits. Гилтрэп не стесняется в этом признаться. Да и к чему бы, спрашивается, проявлять застенчивость, если электрогитара в его руках поет сердечно и мягко, поэтически лаская слух. Заглавная вещь авторства Экока/Эдвардса - "нововолновый" поп-арт фонового порядка, зато наследует ей на редкость изысканная виньетка "Empty". После фолк-драмы "Lake Isle" распахиваются горизонты пьесы "Lost Love" с почти что лэтимеровской гитарной интонацией. Другим, косвенным, напоминанием о Camel служит закрывающий триптих "The Snow Goose". Правда, названием сходство и исчерпывается, ибо суть истории оформлена в эстетике камерного классицизма.
Подытожим: добротная программа без особых претензий. Комфортный вариант для приятного вечера. Наслаждайтесь.  

1 комментарий:

Влад Василь комментирует...

Двойственное впечатление от творчества этого господина. С одной стороны - не придерешься. Музыка качественная и исполненная на очень высоком уровне. Но воспринимается исключительно как фон. Детьми для сна, мной для выполнения какой-то нудной работы. Вслушиваться там практически не во что. Все просто и прямолинейно. Ну... типа оркестра Поля Мориа! Приятненько так играет. А что еще сказать, не поймешь.
Я музыку Гилтрэпа использую как подложку под начитку в радио- или телепрограммах. Там она на своем месте.