Univers Zero "Uzed" (1984)


Эпоха музыкальных перемен крепко ударила по многим. Не стали исключением и Univers Zero. Закоренелым авангардистам во главе с бессменным лидером Даниэлем Дени пришлось освоить краткий курс выживания в мире новых звуков. И если эстетические убеждения бельгийских артистов радикальной трансформации не претерпели, то привычные средства выражения потребовали определенного пересмотра. Четвертая полнометражная работа UZ "Uzed" - тот самый водораздел, после которого возврат на прежние рельсы практически невозможен. Состав украсился свежими лицами. Органист Энди Кирк сдал пост клавишнику Жан-Люку Плювье. Вернулся в строй после долгого отсутствия басист Кристиан Жене. Нашлась работа и еще для двух любопытных персон - Дирка Дешимакера (сопрано-саксофон, кларнет, бас-кларнет) и Андре Мергенталера (виолончель, альт-саксофон, голос). И хотя "Uzed" - плод авторской фантазии Даниэля Дени, без оригинально мыслящих сподвижников программа навряд ли получилась бы столь яркой и художественно зрелой.
Альбом стартует с великолепной пьесы "Présage". Призрачные секвенции электро- и акустического пиано обретают плотность в соединении с мощными духовыми и ритм-секцией. Благодаря стараниям Дешимакера ткань произведения насыщается авант-фьюжн-пассажами саксофона. Маэстро Дени, не стесняясь, вводит в оборот синтезированный бэкграунд. И, как ни странно, такой прием не выглядит искусственным. Модные технологии образуют любопытный альянс с традиционно "заточенными" партиями струнных, кларнета и вистла. А все опасения на тему, "не убьет ли электроника дух группы", попросту высосаны из пальца: "фирменное" камерное звучание Univers Zero выдерживается в должной мере. Что подтверждает и последующая игровая фантасмагория "L' Etrange Mixture du Docteur Schwartz", где хватает маневренного пространства как синтезаторам, так и chamber-арсеналу. В интригующей композиции "Célesta (for Chantal)" к участникам постепенно подключаются гитарист Мишель Делори и скрипач Марк Вербист. Сам трек до какого-то момента являет собой воплощение академических притязаний мсье Дени, и только на шестой минуте действа филармонические тенденции умирают под железным натиском рок-Голема. Безудержная изобретательность мастермайнда получает очередное право на выход в контексте сочинения "Parade". Тут уж широкой натуре Даниэля есть где раскрыться. Спектральная мозаика этой вещи протекает сквозь целую череду эмоциональных перерождений - от светлой мечтательности до шизофренической кавалькады, подзуживаемой разнообразными соническими эффектами. Закрывает спектакль пролонгированная сценка "Emmanations", отвечающая за эпическую направленность релиза. Любопытны здесь и диалоговая перемычка ударные + фоно, и умелое нагнетание болезненной атмосферы, и вторые саунд-планы, завязанные на комплексной, но удивительно прозрачной игре всех ансамблистов, и нойзовый имагинативный финал с реверансом в сторону зарождающихся "индустриальных" жанров...
Резюмирую: убедительное свидетельство "непотопляемости" Univers Zero. Безукоризненно претворенный лонгплей, достойный внимания серьезной аудитории. Рекомендую. 

Комментарии