8 дек. 2012 г.

Panzerpappa "Koralrevens Klagesang" (2006)


В области прогрессивного авангарда норвежцы до недавнего времени существенно уступали своим шведским соседям. С началом двухтысячных разрыв сократился. Jaga Jazzist, Jono El Grande, Scortch Trio, Shining и другие наглядно продемонстрировали, что не black'ом единым жива рок-сцена их гордого государства. В ряду наиболее заметных открытий Миллениума оказался и коллектив из Осло с чудным названием Panzerpappa. Датой основания ансамбля значится 1996-й год. Однако процесс комплектации состава растянулся на несколько лет. Глава проекта, композитор и мультиинструменталист Тронд Гьеллум с редкостной щепетильностью подбирал себе компаньонов. В интервале с 2001 по 2004 гг. Panzerpappa умудрились издать три пластинки. Правда, стабильностью внутри формации по-прежнему не пахло: злополучный фактор текучки кадров дамокловым мечом висел над детищем Гьеллума. Равновесия удалось добиться лишь к 2005-му. Жарким июльским днем бригада под управлением Тронда приступила к созданию амбициозного концепта "Koralrevens Klagesang". Одиннадцать месяцев напряженного труда окупились сторицей: Panzerpappa угодили в поле зрения меломанов со всего света. Чем же замечательна четвертая по счету программа команды? Об этом ниже.  
Эстетика "Koralrevens Klagesang" зиждется на стыке разножанровых координатных плоскостей. С одной стороны, хаотичные проявления Rock in Opposition, с другой - мелодическая стройность Canterbury. Как ни странно, спаяны обе направляющие прочно и гармонично. Так, в пределах вступительной дилогии "Korallrevens Klagesang" нордические затейники то ублажают наш слух красивой меланхоличной темой, где лидирующие роли отведены духовым (тромбон - Тронд Борген, туба - Оле Магнус Н. Экеберг, труба - Андерс Томасгорд, французский рожок - Мортен Вестерфьелль) то, напротив, лупят по загривку атональными ритмическими вывертами, облагороженными наличием сакса и меллотрона. В номере "Kantonesisk Kanotur" изобретательный ретро-фьюжн приправлен модернистским электронным душком и отмечен дивными флейтовыми пассажами от Кристин Гулльхав. Задушевной прогулкой по заснеженным вечерним кварталам веет от ностальгически-рефлексивного этюда "Apraxia", в центре которого - перекличка вибрафона (Ола Линд) и альт-саксофона (Стейнар Бёрве) под ненавязчивые обертоны электрогитары (Ярле Г. Сторлёккен). Редкий скандинав обходится без циркового сумасбродства. Не избежали оного и Panzerpappa, вдарив по аудитории дурашливой джаз-полькой "Snill Sang På Bånd". Слияние аккордеонистого фолка с авангардными материями нашло отражение в контексте сумрачной фантазии "Etyde". Пьеса "Vintervake" - истинный подарок для поклонников Кентерберийского арта, ведь за деликатное вокальное наполнение отвечает легендарный маэстро Ричард Синклер (Caravan, Camel, Hatfield and the North). 14-минутная сюита "Frenetisk Frenologi (For Nybegynnere)" - забористое блюдо с залихватской сменой рисунка, яростными вставными fuzz-риффами и неожиданной камерной концовкой. Финальный сегмент "Korallrevens Klagesang III" - уютная акустическая пастораль для двух гитар и кларнета, проникновенный итог неординарного путешествия.
Резюмирую: превосходный, умный и яркий релиз от исключительно самобытных артистов. Пропускать не советую.

Комментариев нет: