20 окт. 2012 г.

The Zorn Trio plays Mats Johansson (1996)


Матс Юханссон (р. 1958) - личность неординарная. С 1977 г. он числился гитаристом в штате Isildurs Bane. В 1981-м, после ухода из группы Бенгта Йонссона, Матс переключился на клавишные. Его роль в создании музыкального репертуара постепенно росла. Со второй половины восьмидесятых Юханссон - признанный лидер уникального шведского бэнда. "Cheval - Volonte de rocher" (1989), "The Voyage - A Trip to Elsewhere" (1992), экспериментальный цикл "Mind" (1997-2003)... Именно эти работы стяжали всемирную славу Isildurs Bane. И осуществились они благодаря безграничной фантазии композитора Матса Юханссона.
В 1991 году Isildurs Bane репетируют амбициозную программу "The Voyage". Полижанровая концепция предполагает под собой расширенный состав исполнителей. Тогда-то в поле зрения рокеров и возникает академическая формация The Zorn Trio. Троица в лице Ларса Хэгглунда (фортепиано, рояль), Йоахима Густафссона (скрипка) и Петера Шёнинга (виолончель) образовалась за шесть лет до этого. Неустанно колеся по свету с концертами, они заслужили репутацию конгениальных интерпретаторов классического романтического наследия. Встреча с Юханссоном в определенном смысле оказалась для членов The Zorn Trio судьбоносной, ибо позволила им не только окунуться в пространство современной музыки, но и выявить ее наиболее привлекательные стороны. Ну а полноценным результатом слияния двух параллельных саунд-вселенных можно считать диск "The Zorn Trio plays Mats Johansson". 
Пластинка записывалась в несколько этапов. Начало сессий относится к 1991-1992 гг., окончание - к 1996 г. Основой для первого отделения служит сюита "La Rûche". Адаптировать ее к воспроизведению в chamber-варианте взялся лично маэстро Юханссон. И, надо сказать, получилось оно замечательно. Восемь увязанных друг с дружкой небольших пьес иллюстрируют историю постройки La Rûche - оригинального винного павильона, спроектированного Александром Гюставом Эйфелем для Всемирной выставки в Париже (1900 г.). По характеру заявленных сочинений совершенно невозможно представить себе, что их автор хоть каким-то боком принадлежит к рок-лагерю. Дивный чистопородный классицизм, причем откровенно старомодного типа. Без атональных сдвигов, додекакофонических выкрутасов и прочих авангардистских притязаний. В мелодической перспективе творение Матса приближено к камерной версии "Времен года" П.И. Чайковского. То же благородство линий, лирическая глубина и абсолютная ясность красок. Правда, в сегменте "La Rûche: Studio Numero 8" действие подчинено нервно-деструктивным ритмам, но сие - лишь крохотный частный эпизод на общем спокойном фоне. 
Отделение №2 - истинный праздник для фэнов IB. Четыре грандиозных номера из гениальной панорамы "The Voyage - A Trip to Elsewhere" обретают новую жизнь в прочтении участников The Zorn Trio (отдельное спасибо Яну-Эрику Сэфу, изрядно попотевшему над аранжировкой). Любопытно, что и в такой трактовке (фоно + струнные) стократ знакомые вещи не выглядят обедненными. Даже лишенные электронных эффектов и обширных полифонических ракурсов сверхмассивные конструкции Юханссона сохраняют артистический импульс и крепкий дух авантюризма. Одним словом, браво.
Резюмирую: беспримерное соническое путешествие, уравнивающее в правах филармонические традиции с прогрессивными рок-тенденциями. Рекомендую всем любителям серьезной музыки.  

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень интересно. В 90-е в харьковской филармонии выступал квартет гитаристов. Они сами перекладывали симфоническую классику (Шуберта, Чайковского, Мусоргского и т.д.) для гитарного квартета. Получалось здорово. Здесь тот же случай. Удивительно, как можно сыграть такую богатую музыку на трех-четырех инструментах без потерь... )) Станислав

Сергей Уваров комментирует...

Тут все зависит от двух генеральных факторов - мастерства аранжировщиков и профессионализма исполнителей. В данном случае звезды сошлись как надо. И хотя каждый из участников проекта - сам по себе яркая индивидуальность (естественно, не без амбиций), процесс далек от "перетягивания одеяла". Люди действуют исключительно в рамках поставленной задачи, и результат подтверждает правильность выбранного курса.

Elemento Musical комментирует...

Tenho andado a ouvir. Absolutamente FABULOSO. :))