12 окт. 2012 г.

Pekka Pohjola "Changing Waters" (1992)


Диск "Changing Waters" открыл новую главу в биографии финского гения. Кончилась пора жанровых метаний, уходов "на сторону" для экспериментов со своей The Group и сугубо филармонических штудий. Сотворив оркестровую программу "Sinfonia no.1" (1990), Пекка Похьола вновь почувствовал вкус к року. А посему решил осуществить нечто в более привычном для себя формате. Два года напряженной работы вылились в семь полновесных треков, аранжированных для бэнда с камерным составом впридачу. В аккомпаниаторы были призваны свежие лица: клавишник Сеппо Кантонен, гитарист Маркку Канерва, ударники Ансси Никанен и Маркку Унаскари (с тремя из них Пекка будет сотрудничать на протяжении всего десятилетия). Квинтет академических исполнителей возглавил другой Похьола - Юкка (скрипка). И результат взаимодействия "фьюжионеров" с летучим консерваторским отрядом вышел достаточно органичным.
Масштабная интродукция "Benjamin" базируется на закольцованном фортепианном рисунке. Поверх чинно выстраиваются клавишные аккорды, проступают аккуратные гитарные штрихи и хрустальная рябь перкуссии. Развитие протекает в среднем рассудочном темпе, без рывков и ломаных ритмических фигур. Нью-эйджевая мягкость ведет диалог с подвижным джазовым басом. Картина тяготеет к лаконичности и простоте, за которой просвечивают взрослая мудрость и глубина. "Waltz for Iikka (Iikan valssi)" достойно пополняет копилку "пограничных" опусов Пекки, инспирированных ретро-традициями цирковых представлений и уличных духовых шествий. Пьеса отмечена пародийной иронией в манере Samla Mammas Manna и в то же время не избавлена от ноток затаенной грусти. В этом исключительно скандинавском произведении сошлось воедино множество черт - конкретных и неоднозначных, но в равной мере убедительных. Фактурная гитарная вязь Маррку Канервы поддерживается тончайшей клавишной партией, броскими ударными и струнным квартетом, солидно заявляющим о себе в момент финального крещендо. Акустические краски палой осенней листвой тихо струятся по излучинам этюда-размышления "Innocent Questions". Маэстро Похьола добровольно устраняется здесь от игровой роли, предоставив право голоса другим. Однако не стоит забывать, что каждый слышимый звуковой обертон - плод его щедрой композиторской фантазии - где-то неуемной, местами - печальной, в общем, контрастной, как сама жизнь. "Fanatic Answers" - вычурный аттракцион, в коем наличествуют увесистые хэви-риффы, элегийные струнные и легкие уколы восьмидесятых, олицетворяемые басовым синтезатором Пекки. Титульное сочинение напоминает путанный клубок эмоций. Калейдоскоп настроений расцвечен бравурной восторженностью, пасторальной отрешенностью, агрессивными выпадами и тотальным умиротворением. В прекрасной камеральной виньетке "Waltz for Outi (Outin valssi)" главную фортепианную тему реализует лично мастермайнд Похьола, и делает это блистательно. На стадии эпилога присутствует уже знакомый мотив "Benjamin". Только в отличие от вступительного эскиза-близнеца данный сегмент не бесплотен, а напротив - демонстрирует определенную мускулистость и мощное мужское начало.
Резюмирую: очень хороший альбом, где зрелость соседствует с ребячеством, а философская сентиментальность не отменяет авантюризма. Рекомендую. 

1 комментарий:

L.O.L. комментирует...

Belo upload de uma banda de Jazz Rock/Fusion da Finlândia. Não conhecia e achei fabuloso. Muito obrigado, Sergei!!!