Contraction "La Bourse ou la Vie" (1974)


Свою вторую пластинку музыканты Contraction создавали при довольно грустных обстоятельствах. Скоропостижно скончался Франк Дервьё - неординарный композитор, превосходный органист, друг, наставник и попросту замечательный человек. Так что альбом "La Bourse ou la Vie" решено было посвятить его памяти. Сохранив общие стилевые ориентиры, участники коллектива несколько видоизменили авторский подход. Творцы репертуара Ив Лаферье (бас) и Робер Ляшапелль (фортепиано, электропиано, орган, синтезатор) двинулись в сторону усложнения схемы. Лирико-артистический фьюжн до краев наполнился прогрессивными элементами, ощерился гитарными риффами и уподобился хитрому барсуку, периодически маскирующемуся под броненосца. Впрочем, не будем торопить события. Обо всем по порядку.
Концептуальность повествования скрепляется этюдами-связками из серии "Jos Coeur". Первый из них ("Ouverture") открывает программу. Внешне все как-будто бы привычно: мелодическая завязь пространных пиано-пассажей с джаз-роковой гитарной фразировкой (Роберт Стэнли), густыми штрихами ударных (Дени Фармер) и приподнятым вокализом фронтвумен Кристиан Робишо. Однако уже на стадии "L'Alarme à l'Oeil" Contraction переходят из состояния созерцательного в агрессивное наступление на позиции слушателя: переменчивая ритмика, рефренные всполохи струнных аккордов, утопающий в артовых клавишных ходульный пианистический рисунок и широкий колебательный спектр эмоционального свойства - от восторженных бессловесных рулад до явственно ощущаемой шквалистой мощи. По воле фантазеров Лаферье и Ляшапелля, вполне традиционный номер "Claire Fontaine" из сугубо фольклорного превратился в психоделик-джазовую фреску, омываемую синти-волнами и наполняемую красивыми воздушными обертонами флейты Карлиля Миллье. Дивная, искрящаяся перламутром вещь, за которой следует "зубастая" прог-фанковая абсурдинка "Sam m'Madown", по сути основанная на паре-тройке басовых тактов. "Jos Coeur (Fermeture)" - мастерски скроенный фьюжн, в коем базовая камерная составляющая постепенно исчезает за полупрозрачной электрической ширмой; весьма талантливо и изобретательно. Кружевная певческая интерлюдия "Vent du Sud" предваряет момент знакомства с главным "блюдом" релиза - 18-минутным титульным эпиком, сконструированным из множества различных сегментов. В набирающем обороты прогрессивно-джазовом вареве то и дело вычленяешь для себя что-нибудь необычное: восхищает мадемуазель Робишо, с завидной непринужденностью обыгрывающая голосом цепкие "хуки" гитарреро Стэнли; завораживает Ляшапелль, умудрившийся вклиниться в действо с сольным фортепианным опусом; да и в целом звуковая панорама производит гипнотическое впечатление. Определенно, выбивается из колеи финальный психоделик-эпизод "L'Âme à Tout Faire". Но это и понятно, если учесть, что он является данью уважения творческим заслугам Франка Дервьё (несущей платформой выступает тема "Orejona Mater" c LP "Dimension 'M'", 1972). А потому любые нарекания кажутся неуместными. 
Резюмирую: отличный диск, исключительно оригинальный с точки зрения архитектоники и художественной образности. Рекомендую.  

Комментарии

VaTAga написал(а)…
Спасибо за очередную чудесную рецензию и очередное открытие в мире музыки. С удовольствием следую Вашему совету и беру послушать, хотя накопилось у меня уже столько всего, что ничего не успеваю...
Sergei Uvaroff написал(а)…
Спасибо и Вам за комментарий. Подобные отзывы всегда благотворно действуют на организм и стимулируют к дальнейшим изысканиям.
Что касается музыкальных "завалов", у самого та же проблема. Поэтому приходится поступать в соответствии с системой сложившихся приоритетов.
Удачи Вам и приятного прослушивания!
Борис Серебряков написал(а)…
Благодаря вашей рецензии месяца два назад прослушал данный релиз, отметив для себя профессионализм музыкантов, но не более того (видимо был под впечатлением других исполнителей). Сегодня, вернувшись к данному альбому оценил его по достоинству, чудесная работа, непередаваемая хипповая атмосфера поглотила меня полностью. Спасибо за знакомство с новой – старой музыкой.