23 сент. 2012 г.

Tribute "Terra Incognita" (1990)

Их восхождение к успеху казалось стремительным. Еще в 1982 году юные музыканты Гидеон Андерссон и Кристер Редин обклеивали стены родного Норчёпинга самодеятельными афишами, извещающими о выступлениях собственного безымянного бэнда. А уже спустя полгода новоиспеченному ансамблю Tribute внимали слушатели голландских и немецких клубов. Затем были джазовый фестиваль в Монтрё, сотрудничество с маститым ударником Пьером Мерленом (Gong), четыре месяца гастролей и дебютный винил "New Views" (1984), изданный германским лейблом ARС Music. В эпоху, когда арт-рок оттеснялся на задворки шоу-бизнеса массированным наступлением попсы, распроданный 20-тысячный тираж первой пластинки Tribute расценивался продюсерами как большая удача. Лирические инструментальные полотна, наполненные превосходными аранжировками и виртуозной игрой, оживляли в памяти золотые деньки Eloy, Camel, Майка Олдфилда и The Alan Parsons Project. Через пару лет шведский коллектив выпустил программу "Breaking Barriers". Однако содержание ее мало походило на прежние симфо-роковые этюды. Разноплановые колебания от фьюжн-фолка до этнических экспериментов и вокального поп-арта слушались не без интереса, но особого удовольствия не доставляли. Далее последовали концертный релиз "Tribute Live! - The Melody, The Beat, The Heart" (1987) и совместный тур с симфоническим оркестром. Летом 1988 г. утомленные друг другом "трибьютовцы" разбрелись восвояси. Кристер Редин занялся углубленным изучением музыкальной теории, гитарист Оке Зеден стал участником Pierre Moerlen's Gong, а Гидеон Андерссон переключился на сочинения для детей.
Второе пришествие Tribute состоялось в 1990-м. Основной костяк проекта на сей раз составляла могучая кучка Андерссонов - Гидеон (гитары, бас, перкуссия, фортепиано, синтезатор), Нина (вокал, вибрафон, рекордер), Лена (лид-вокал, перкуссия, глокеншпиль) + гитарист Даг Вестлинг. Вспомогательными членами числились ударник Томас Бергквист, специально приглашенные филармонические исполнители (включая струнный квартет), а также заслуженный ветеран нордического прог-джаза Бьорн Джейсон Линд. Благодаря творческим усилиям этих людей был записан альбом "Terra Incognita", поставивший финальную точку в скромной дискографии Tribute.
В стилевом отношении работа если и напоминала "New Views", то весьма отдаленно. Почувствовавший вкус к классике Гидеон постарался насытить пространство полифоническими экзерсисами. И это ему удалось. Так, вступительный номер "A Brand New Day", аранжированный при помощи Магнуса Эрикссона, в большей степени сосредоточен на симфо-ракурсах, чем на электрической полировке. Затейливые гитарные гармонии вкупе с партиями духовых, прелестным вокалом Лены и бравурными брасс-добавками служат ядром прогрессивно-фольклорной зарисовки "Poem För Vandrare". Ритмичный арт-эскиз "Didn't You Notice?" сочетает в себе синтезаторные секвенции, мягкий колорит "живых" инструментов и фирменную линдовскую манеру игры на флейте. Элегической красотой дышит англоязычная баллада "Where There is a Shadow There is a Light", в густой тени которой мерцает тончайший камерный сюжет "Winds of Autumn", приправленный пиано-пассажами Матса Янссона. Ключевое 21-минутное полотно "Terra Incognita" скроено по рецептам Майка Олдфилда: интригующие саунд-эффекты, пышная оркестровая вязь, "африканский хор", умеренная электронная дозировка, точеные гитарные соло и общий неоромантический антураж.
Словом, вдохновенно и очень талантливо. Поклонникам деликатного и сочного симфоник-арта пропускать не советую.