Kosmos "Vieraan Taivaan Alla" (2009)

Третья пластинка финских "космонавтов". Очередное натурфилософское погружение в пучину мистических откровений. Возвышение человеческого духа, осознание неразрывности с природой, волшебные встречи по ту сторону яви - подобными мотивами проникнут альбом "Vieraan Taivaan Alla". Композиционные выкладки коллектива существенных изменений не претерпели. В наличии хорошо знакомая по прежним работам симфо-фолковая эстетика ретроградного свойства. Приверженцы теплого аналогового звучания, Kosmos и на сей раз не изменили себе. По идее, это натуральный меллотрон-рок. Вот только маяком для него по большому счету служат не британские первопроходцы жанра, а седобородые скандинавские волхвы, поющие колыбельную Земле-матушке под аккомпанемент кантеле. Северная поэтика в сочетании с прогрессивом - весьма действенное средство для передачи магических образов. Настало время убедиться в этом.
Прологом к ирреальному путешествию выступает элегия "Uneton Enkeli" ("Бессоный ангел"). Мелодические линии просты и естественны, как журчание родника. Корневая структура завязана на цепочку акустических гитарных аккордов Яапо Хилениуса. Вокал прелестной Пяйви Килмянен чист и ясен. Драматические краски привносятся в текстуру клавишником Исмо Виртой, насыщающим воздушное содержимое трека "межпланетными"space-эффектами (на стадии интро) и уплотненной меллотроновой массой. Рисунок ударных Киммо Ляхтинмяки сильно напоминает игровые схемы Opeth периода "Damnation". Да и по атмосфере - рассудочной, но тревожной - финны в данном случае недалеко отстоят от корифеев шведской прог-сцены. Впрочем, уже в этюде "Luovun" эмоциональный вектор изменяет направление. Музыкальные средства здесь минимальны: голос, гитара, бас и рекордер Паулиины Исомяки. Своеобразный фольклорный отклик на творчество Renaissance с уклоном в нордику. Печалью, красотой и невнятной интригой пронизана фреска "Renée". Безусловно, колорита ей добавляют превосходное скрипичное сопровождение (Юкка Аалтонен), а также мерцающие клавишные ковры и хрустальный перезвон глокеншпиля маэстро Вирты. Фактурные особенности пьесы при желании можно было бы свести к формуле "Anekdoten + Tenhi". Но дудки. Это Kosmos, как он есть. И тут уж без вариантов. Бодрая вещица "Don Juan" хоть и инспирирована книгами Кастанеды, по манере исполнения больше соотносится с ироничными "хиппизмами" Микаэля Рамеля. Лишний балл стоит накинуть за использование фагота (Паулиина Исомяки): свежо и оригинально. В электроакустическом эскизе "Yön Hiljaisuus" ("Безмолвие ночи") за партии меллотрона отвечают сразу двое - Исмо и гитарист Яапо. Крайне душевная история, замечательно отражающая суть дела. "Tuulisina Päivinä" - психоделик-артовый калейдоскоп, где авторский взгляд на смену сезонов преподнесен в весьма необычном ключе. Замыкает программу трилогия "Vieraat Saapuvat", в которой намешано всего понемногу - от художественного закадрового текста (Юха Кульмала) и напористых гитарно-синтезаторных рок-атак до причудливой симфонической орнаментации и боевитого прог-фолка с ведущей скрипкой.
Резюмирую: на редкость симпатичный релиз, чья ценность определяется не виртуозностью, но тонкостью вкуса и глубиной чувств его создателей.

Комментарии

Влад Василь написал(а)…
Очень спокойный альбом. Хорошо лег на душу. Теперь стал одним из любимейших для прослушивания "на сон грядущий".
Вокал очень тихий. Просто потому, что по другому их вокалистка и не может. С другой стороны, и не надо! Все очень органично. Очень и очень нравится.
Спасибо огромное!
Сергей 'Sagael' Уваров написал(а)…
Мне тоже весьма по душе атмосфера пластинки. Собственно, все три альбома Kosmos заслуживают внимания. Финны неторопливы, размеренны, крайне гармоничны и убедительны в избранной ими ипостаси. Тем и привлекают.