19 авг. 2012 г.

Uqbar "Uqbar" (1995; 2004)

Срок их жизни оказался недолгим: всего шесть лет. Свою единственную пластинку Uqbar воплотили на первом же году существования. Дальше были концерты, легкая ротация кадров, редкие студийные сессии и прощальная серия выступлений в декабре 2001 г. Однако след в истории они сумели оставить. Аргентинский камерный ансамбль Uqbar обязан фактом рождения двум персонам - литературному столпу Хорхе Луису Борхесу (название проекта - отсылка к новелле "Тлён, Укбар, Орбис Терциус") и композитору/гитаристу Дарио Алехандро Диасу. Последний, будучи академическим исполнителем, втайне мечтал об экспериментальном составе. В середине девяностых случай представился. Диас основал акустический квинтет, в который также вошли Мариса Гомес (гитара), Нора Лопес (кларнет), Леандро Щелаговский (флейта) и Андрес Козел (виолончель). Задачу коллектива Дарио видел в гармоническом слиянии трех разновеликих направлений - симфонической классики, джаза и фолка. В определенном смысле идея была не нова: подобную жилу (каждый по-своему) успешно разрабатывали голландцы Flairck, американцы Oregon и др. Однако Uqbar нащупали собственный путь. По нему и двинулись, ведомые опытным звукопроходцем Диасом. В структуре пьесы-пролога "Pytonisa" среднетемповые хитросплетения струнных и духовых образуют тонкий сонический ландшафт. Традиции регионального мелоса, оживляемые флейтой, взаимодействуют с гитарными пассажами в духе Ральфа Таунера. Ближе к середине произведения происходит смена ракурса. Мотивный слой утрачивает контуры, распадается на серию саундскейпов авангардного свойства, дабы затем вновь обрести себя в реверсивной тематической фазе. Внушительная картина-размышление "Cesare" по кондиционным параметрам не выходит за рамки профилармонического камерного сочинения. Тактическая схема маэстро Дарио реализуется здесь весьма убедительно, благо, за плечами у него серьезная школа. Интригующий опус "Rojo de España" наверняка порадует поклонников творчества Univers Zero. Диссонасные маневры гитар, кларнета и виолончели вкупе с интерсекционными отрывистыми аккордами а ля Роберт Фрипп явственно свидетельствуют: европейское авант-проговое наследие аргентинцам также не чуждо. "Fauno con trompetas" - подлинно сказочная фреска, полная теплого очарования, изящных ритмических изгибов, купающаяся в какой-то совершенно особенной атмосфере. Возвышенным финалом программы служит зарисовка "Arkangel". В ней, несомненно, ощущается стилистическое сродство Uqbar и Oregon, но южноамериканцы, на мой взгляд, менее расчетливы; в центре композиционного символизма Диаса - романтический Пегас, расправляющий крылья, устремляющийся к закатному солнцу, которое для него никогда не погаснет... Диск дополнен тремя бонусами. Записанный в 2000-м году номер "Seireme" - комплексная фактурная мозаика на стыке chamber art'а и джаза. Ну а зафиксированные в 2001 г. "Lucila Caesar" и "Tigre mimbre" решены уже в формате дуэта (Дарио Диаз - гитара, Алехандро Канселос - кларнет), что, кстати, нисколько не умаляет их конструктивных достоинств. Резюмирую: нетривиальный и очень любопытный релиз, предназначенный любителям художественных панорам камерного типа.

2 комментария:

Oremor комментирует...

El link no funciona...

Gracias por tus aportes, en verdad tienes una pagina Excelente, saludos desde México.

Сергей Уваров комментирует...

Gracias por su respuesta. He actualizado los enlaces.
Saludos desde Rusia!