8 июн. 2012 г.

Stackridge "Friendliness" (1972)

К записи своей второй пластинки Stackridge подошли весьма ответственно. По словам Энди Дэвиса, работая над дебютным диском, они значительно выбились за предусмотренные бюджетом рамки. И чтобы в дальнейшем не ставить в неловкое положение продюсеров, ребята решили финансировать материал "Friendliness" самостоятельно, взяв в долю звукоинженера Вика Гэмма. В качестве технической базы для рекординг-сессий выбрали скромную по размерам студию Sound Techiques (Челси). Однако и это неприглядное место обладало собственной магией, ведь именно здесь Pink Floyd увековечили на пленке ранний хит "Arnold Layne". Так что творческая аура помещения играла немаловажную роль для перебравшихся сюда Stackridge.
Открывается лонгплей бодрым инструментальным треком "Lummy Days" - квинтэссенцией исканий группы, по мнению гитариста Джеймса Уоррена. Действительно, автор музыки Энди Дэвис (клавишные, гитара, вокал) умудрился чрезвычайно искусно увязать наступательную маршевую рок-ритмику с фольклорно-цирковой буффонадой, приправив действие высоким духом трагизма, поданным сквозь призму камерности (виолончель и скрипка Майка Эванса поочередно ведут диалог с фортепиано). В итоге имеем одну из "коронок" Stackridge, непременно включаемую в сборники из серии "best of". Титульная вещь умозрительно делится на две равные доли: с одной стороны - напевный созерцательно-акустический вариант с оттенком ретро, с другой - загадочное гитарно-вибрафонное мерцание, переливчатая амальгама, сопровождаемая невесомым вокализом. Отменно хороша "Anyone for Tennis" - тончайшая кабаре-стилизация Уоррена, исполненная в старомодно-джентльменском ключе. Ювелирная точность расставленных в ней акцентов давала Джеймсу основание втайне рассчитывать на успех хит-сингла. Но в национальных британских чартах Stackridge уступили в популярности Гилберту О'Салливану, дуэту Carpenters и Гэри Глиттеру. Впрочем, оно несущественно, ведь композиция по-настоящему безупречна. Подростковым идеализмом пронизана зарисовка "There is No Refugee"; электрическая составляющая тут отсутствует начисто, а ставка сделана на трогательное пение Энди и фортепианно-струнные пассажи. Эпическую по атрибутике и забавную по лирике пьесу "Syracuse the Elephant" сочинили на пару басист Джим Уолтер и фронтмен Дэвис. Последний по прошествии времени издевательски заметил: "Вместо того, чтобы писать о космонавтах и пришельцах неопределенного пола, мы сварганили частушки на тему коров и психоанализа!" Вообще, разноплановая стратегия ансамбля в отношении "Friendliness" по-своему любопытна. Если милая попсовая безделушка "Amazingly Agnes" и струящаяся теплым ностальгическим светом "Father Frankenstein is Behind Your Pillow" годятся для ублажения слуха домохозяек с их респектабельными мужьями, то резковатый неотесанный рок-н-ролл "Keep on Clucking" - добрая порция адреналина для извечно бунтующих юнцов. Также в наличии имеются: бессловесная клавишная элегия "Story of My Heart", хоральная акварель "Friendliness, Pt. 2" и замечательный фолк-артовый набросок "Teatime" c великолепными флейтовыми партиями 'Муттера' Слейтера и угарным скрипичным драйвом Эванса. На закуску четыре бонуса, лучший из которых - оригинальный спейс-психоделический симфо-прог "Purple Spaceships Over Yatton" Уолтера и Дэвиса ("Звучащий так, словно в студию случайно забрел Штокхаузен", - острил по этому поводу юморист Энди).
Резюмирую: эталонный пример эклектичного английского арта. Роскошное прибавление в коллекцию каждого меломана. Наслаждайтесь.