21 мая 2012 г.

Julverne "Coulonneux" (1979)

Если островной Британской империи выпала честь стать непосредственной прародительницей прогрессивного рока, то привить слушателю вкус к академическим проявлениям жанра взяла на себя труд старушка-Бельгия. Одним из проводников столь высокой миссии на территории этого небольшого государства являлся камерный ансамбль Julverne. Согласно хронологической справке, коллектив оформился в Брюсселе в 1973 г. На год раньше, чем их прославленные антиподы Univers Zéro. Последним, правда, быстрее удалось запуститься с дебютным альбомом (1977 г.). Но и тут все относительно, поскольку участники Julverne параллельно были задействованы в массе иных проектов. Ключевыми игроками группы с момента основания являлись четверо: Пьер Кулон (флейта), Жан-Поль Лоран (фортепиано, флейта), Жанно Жиль (скрипка, труба, туба) и Мишель Дайе (гитара). Справедливости ради стоит отметить, что изначально ребята творили под вывеской Les Coulonneux. Так, в 1975 г. они полным составом аккомпанировали бельгийскому поп-шансонье Жофруа (Jofroi) на записи его сольной программы "Changer De Pays". А парой лет позже троица инструменталистов (за исключением гитарреро Дайе) в альянсе с иными артистами реализовала под именем Nuit Câline à la Villa Mon Rêve диск "Juillet 1977". В процессе работы над ним Пьер, Жанно и Жан-Поль познакомились с виолончелистом Дени Ван Гекке, чьими услугами воспользовались при подготовке первого лонгплея Julverne. В числе вовлеченных в совместную деятельность профессионалов засветились также джазовый трубач Ришар Руссле из команды Placebo, скрипачка Анн Дени и мастер по части духовых Жан Кулон (тромбон, геликон).
В собственных звуковых опытах члены квартета выглядели абсолютной противоположностью соотечественникам из Univers Zéro. Там, где бойцы под управлением Даниэля Дени сеяли страх и наводили мрачные тени, бригада Пьера Кулона погружалась в светоносные пасторали или же принималась ткать изысканные саунд-гобелены импрессионистического типа. Другой немаловажный фактор: при воссоздании оригинальной саунд-реальности музыканты Julverne старались опираться на мелодию. Это заметно и по вступительной рефлексивной фреске "Le Fils du Roy est névrosé", и по структуре превосходной элегийной пьесы "Franklin Prend Son Thé Chaud". Конечно, авангардные детали в конструкциях бэнда присутствуют. Но и они, по воле авторской мысли, вынуждены подчиняться упорядоченным мотивам неоклассического симфонизма (в качестве примера приведу "Joyeux Noël, Cap'tain Nemo!", где хаотично-штурмовой натиск струнных по мере движения растворяется в меланхоличных декорациях; а уж пролонгированный опус "'t Kofship" с его постоянно меняющейся ритмикой и вовсе следует занести в эталонные модели бельгийского авант-прога). Богатство фактуры и ветвистые гармонические построения ("Savez-Vous Planter Du Chanvre?", "Communiqué Gouvernemental") красноречиво свидетельствуют о консерваторском прошлом исполнителей. Отличительной чертой Julverne можно назвать и своеобразную композиционную контрастность, выраженную в переходах от сложного тонального синтеза к кинематографически яркой, сдобренной лукавым юмором палитре ("Prout de Mammouth"). При этом ансамблисты не лишены мечтательности, тяготеющей к условно фольклорной тонике ("Trois trois deux"), хотя и опять же - с авангардным оттенком.
Резюмирую: крайне изобретательный и зрелый релиз, рассчитанный на поклонников серьезной музыки.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Замечательная группа! Мне у них больше всего нравится "Le Pavillon Des Passions Humaines" (2000). Но они уж вовсе никакого отношения к року не имеют, по-моему... ) Станислав

Сергей Уваров комментирует...

Фактически не имеют, согласен. Формально же их принято включать в категорию avant prog/R.I.O. Так что я решил не нарушать устойчивую традицию, хотя по всем признакам это камерная музыка неоклассического плана.
С уважением,
С.