Forever Einstein "Artificial Horizon" (1990)

Говорить о них, опираясь исключительно на факты, - дело занудное, да и не шибко нужное. Ведь движущей силой Forever Einstein служит юмор. Пусть и тщательно скрываемый за непроницаемо серьезными лицами. Начать, впрочем, придется с эпизодов биографического плана: коллектив оформился в Коннектикуте в 1989 году. Отец-основатель - композитор Чарльз О'Мира, творящий под псевдонимом Чак Вртасек. Себя маэстро характеризует так: "Единственный в мире девятипалый прог-роковый гитарист с членством в Менса" (Менса - авторитетная организация, объединяющая людей с высоким коэффициентом интеллекта). У Чарльза действительно отсутствует фаланга указательного пальца на левой руке. Что, впрочем, не мешает ему оставаться мастером игры на гитаре, а также владеть и другими струнными инструментами. Сообщниками нашего героя в отправной момент деятельности являлись ударник Джон Рулат, успевший поработать с Ником Дидковским и Хью Хоппером, а также басист Марк Сичел. Исполнительская формула Forever Einstein, по версии зачинщика мероприятия, выглядит следующим образом: "немного сёрф-рокового раздолбайства, щепотка прогрессива в духе Кримзон, парочка хэви-металлических соло, легкий налет гитарного кантри, фрагментарное использование балканских мотивов; кое-что из раздела капризов в размере 5/4, плюс нечто неистовое на 7/8. Звуковые отсылки к шпионским боевикам, научно-фантастическим лентам и джазовым стандартам. Однако святая святых для Forever Einstein - песенная форма (куплет/припев) с упором на мелодию, гармонию и полиритмию". Разумеется, принимать подобное утверждение на веру следует осторожно. Музыкальные структуры FE декорированы весьма оригинально. Но, невзирая на многогранность и обширные стилевые наслоения, им нельзя отказать в сбалансированности всех элементов. И дебютная пластинка "Artificial Horizon" тому пример.
Альбом содержит семнадцать треков, ни один из которых не превышает пятиминутной отметки. При этом решающее значение отводится событийной насыщенности произведений. За три с небольшим минуты чистого времени участники ансамбля умудряются сказать много и по существу. Допустим, в пьесе "A Long Time Ago People Decided to Live on the Earth" находится место и для камерного болеро (мистер Вртасек умело распоряжается клавишными), и для фриппообразных запилов с перескоками в джазовую область. Из прочего хочется выделить прог-фьюжн этюд "Pays de Sauvages", в коем угадывается влияние не только франко-бельгийской, но скандинавской арт-школы; мощнейший номер "Women on the Move", где дисторшированный авант-хард-забой сменяется неоклассическим умиротворением; "Electric Pants", чьи коллизии напоминают ретро-творения ветеранов сцены The Ventures пополам с весельчаками из Red Elvises. Интересна в отношении архитектоники фреска "A Moral Dilemma For Our Times", оставляющая по себе ощущение неразгаданной интриги. "Neurotica Kon Tiki" и вовсе открывается как сугубо импрессионистский пианистический эскиз, а затем преображается в остросюжетную авангардную головоломку...
Можно бесконечно долго живописать подробности каждой из глав программы. Но лучше все же послушать "Artificial Horizon" и оценить по достоинству мастерство и завидную изобретательность его создателей.

Комментарии