27 мая 2012 г.

Al Stewart "Past, Present and Future" (1974)

"Я повидал разных исполнителей, комбинирующих рок-музыку с видеопроекциями, световыми шоу и прочими штуками, но не многие додумывались сочетать этот вид творчества с историко-литературным подтекстом." Что ж, по-своему Эл Стюарт прав. Подавляющее количество лирики в рок-н-ролле действительно базируется на весьма примитивных мотивах. Однако к нашему герою это не относится. Он - из породы духовных аристократов, знающих цену слову и точно найденной интонации.
Пластинка "Past, Present and Future" - переломный этап в дискографии Стюарта. После четырех альбомов, составивших маэстро славу одного из ведущих британских рок-бардов, Эл внезапно ощутил настоятельную потребность в перемене курса. Его новый материал не имел ничего общего с привычными фолк-песнями любовного плана. Свежие идеи несли в себе мощный драматический заряд, содержали философский взгляд на актуальные проблемы двадцатого (и не только) столетия. По сути коммерческим успехом здесь и не пахло. А ведь именно об этом пекутся руководители фирм-мэйджоров. И Стюарту, невзирая на собственную известность, было отнюдь не просто вести диалог с представителями крупных лейблов. "Помню, на Ар-Си-Эй один из сотрудников, улыбнувшись, спросил: "Ты полагаешь, что 8-минутным треком о вторжении в Россию сумеешь развлечь публику?". В итоге изданием диска занялась американская контора Janus Records. Лонгплей, вопреки предварительным прогнозам, пользовался спросом, поднявшись к лету 1974 года до 133-го места в чартах Billboard. Итак, "Past, Present and Future".
Для записи программы Стюарту удалось сколотить по-настоящему шикарную команду аккомпаниаторов. Рик Уэйкман (клавишные), Тим Ренвик (электрогитара), Би-Джей Коул (стил-гитара), Фрэнсис Монкмен (синтезатор Муга), Брюс Томас (бас), Джон Уилсон (ударные) - вот лишь часть из заявленных здесь имен. Струнно-духовой аранжемент обеспечивал матерый человечище Ричард Хьюсон. И, разумеется, не обошлось без верного соратника Эла - мультиинструменталиста Питера Уайта, ответственного за партии клавишных и аккордеона. Впрочем, центральным ядром всех событийных схем выступает уникальный мелодический язык автора, узнаваемый с первых тактов. Яркая комплексная палитра, чей неотъемлемый элемент - вкрадчиво-мягкий вокал Стюарта, сопровождает слушателя на всем протяжении действа. Безусловно, каждый из восьми номеров заслуживает внимания. Если же попытаться вычленить из них самые-самые, то картина выйдет примерно следующей: 1) вступительная пьеса "Old Admirals", воздающая почести британскому лорд-адмиралу времен I мировой войны Джону Фишеру; 2) ностальгический ритмичный этюд "Soho (Needless to Say)", сосредоточенный на жизненных наблюдениях Эла второй половины шестидесятых; 3) трагичная фреска "Roads to Moscow", посвященная начальному этапу Великой Отечественной (по признанию Стюарта, он запоем читал книги по русской и советской истории, включая мемуары; так что данное его сочинение - вещь в высшей степени осмысленная); 4) эпическое фольклорное полотно "Nostradamus", отсылающее к биографии знаменитого французского прорицателя. Что касается стилевой направленности релиза, то его фактура зиждется на гармоническом соединении традиционной сингер-сонграйтеровской акустики с изящным электрическим арт-наполнением и предельно аккуратной симфонической оркестровкой.
Резюмирую: существенная веха в наследии артиста, послужившая трамплином к созданию платиновой трилогии "Modern Times" (1975), "Year of the Cat" (1976) и "Time Passages" (1978).

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Отличная работа, великолено!
Roads to Moscow - эпическая вещь!
Респект, Sagael!

Сергей Уваров комментирует...

Благодарю за отклик.
Рад стараться.
Искренне Ваш,
С.