29 апр. 2012 г.

Stackridge "The Man in the Bowler Hat" (1974)

Спонтанность - ключевой фактор, определивший многое в истории этой пластинки. Взять хотя бы название. Всех пятерых участников Stackridge устраивал изначальный вариант - "Дорога в Венесуэлу". Но попавшийся кому-то на глаза портрет мужчины в котелке кисти Рене Магритта заставил в мгновение ока переиграть ситуацию. Отсюда и ироничное дизайнерское решение обложки (авторы - Джон Кош и Джон Суоннелл). Альбом записывался в июле 1973 года на базе лондонской студии Air. Руководил процессом легендарный продюсер Джордж Мартин, крестный отец The Beatles. И это уже отнюдь не случайность. Ведь формула творчества Stackridge покоилась на тех же принципах, что и у музыкантов ливерпульской четверки: эксцентричность - "англичанство" - невероятное стилистическое разнообразие. Преемственность традиций? Если угодно - да. И сверхопытный Мартин интуитивно распознал в талантливой молодежи родных по духу людей. Ну а Битлз... К ним у членов квинтета особое отношение. "Я прослушал "Revolver" порядка пяти тысяч раз, - признавался позднее гитарист/певец Джеймс Уоррен. - И увидев в ту летнюю сессию в доме Джорджа коробку с надписью "Revolver Demos", почувствовал, будто воскрес из мертвых в наиболее привилегированном сегменте поп-рая". Когда же репетировали трек "Humiliation" и Мартин предложил добавить струнный аккомпанемент в манере "Eleanor Rigby", Stackridge во главе с Уорреном и вовсе готовы были истаять на глазах от счастья...
Лонгплей открывается милой мелодичной вещицей "Fundamentally Yours", от которой веет едва ли не предрождественским мажорным настроением. Отличные вокальные линии вкупе с комплексной оркестровкой (клавишные Энди Дэвиса, скрипка Майка Эванса и партия фортепиано, ведомая самим Джорджем Мартином) - стопроцентно эффективная наживка для слушателя. А дальше происходит нечто совсем замечательное. В "Pinafore Days" теплый голос флейтиста Муттера Слейтера идеально гармонирует с насыщенной звуковой панорамой, имитирующей атмосферу представлений бродячего цирка. Блистательный перформанс "The Last Plimsoll" - мотивный арт-рок с немалой долей "театральщины". Лирическая оратория "To the Sun and the Moon" подкупает не только сюжетом, но и мастерски выстроенной полифонией. "The Road to Venezuela" - одна из любимых пьес Уоррена ("Полагаю, здесь я сумел оформить по-настоящему классную последовательность аккордов"), равно как и сингловый этюд "The Galloping Gaucho" ("Сумасшедшая песня, великолепно принимается публикой. Плюс чертовски превосходная аранжировка Джорджа"). Предельно сбалансированная структура "Humiliation" по форме напоминает симфоническую колыбельную; контрастирует с ней игровой "пробитловский" рок-номер "Dangerous Bacon" с зажигательными саксофонными пассажами Энди МакКея (Roxy Music). Очаровательные пианиссимо Мартина украшают акустическую пастораль "The Indifferent Hedgehog" авторства Дэвиса / Смита. Венчает действо инструментальная коронка "God Speed the Plough", чей занимательный внешний рисунок варьируется от чопорной камерности и драйвовых фолк-вкраплений до грандиозного филармонического размаха.
Резюмирую: захватывающий релиз, демонстрирующий исключительную фантазию его создателей. Живая классика британского арта. Пропускать не советую.

4 комментария:

kingbee комментирует...

Спасибо. К слову, с Вашего блога (а именно - с поста об альбоме Mr. Mick), почти год назад началось мое увлечение этой группой. И хотя данный альбом стоит для меня на третьем месте после вышеупомянутого Мистера Мика и Friendliness, здесь тоже хватает изумительных композиций (особенно заключительная инструменталка)

Сергей Уваров комментирует...

Для меня Stackridge одна из любимых команд британо-арта. Обожаю все без исключения их "классические" пластинки 1970-х. Да и более поздний материал в целом слушается вполне ничего. Отрадно, что ветераны по-прежнему на коне, если судить по их концертным видео последних лет.

Влад Василь комментирует...

Очень достойный альбом. Никогда раньше о них вообще не слышал. Понравилось неимоверно. Хорошее развитие битловской темы последних лет их существования. Звучание очень похоже. Но, в то же время, по композиции совсем иное.
Как понял из диалога выше, ребята до сих пор в строю. Интересно было бы услышать что-нибудь свежее. И сравнить.

Сергей Уваров комментирует...

У меня, к сожалению, поздних записей Stackridge практически нет (если не считать сборника "Sex & Flags"), но на Youtube имеются их выступления, клипы и видео с концертов, сделанные за последние три-четыре года.
С уважением,
С.