11 мар. 2012 г.

Torbjörn Carlsson featuring Björn J:son Lindh "Mannen" (1999)

Гётеборгская музыкальная сцена Швеции дала миру немало достойных имен. Правда, большей частью это относится к артистам "металлического" лагеря, но сегодня речь не о них. Герой настоящей рецензии - человек иного круга. Знакомьтесь: Торбьорн Карлссон (р. 1954) - гитарист, композитор, продюсер. Уверенный профессионал, прекрасно ориентирующийся в различных стилевых категориях. Джаз, хард-рок, симфоническая классика, регги, прогрессив... Кажется, нет такой области, которую Торбьорн не успел охватить. Однако в собственных жанровых пристрастиях он традиционен. Со второй половины девяностых годов прошлого века ведет отсчет творческое содружество Карлссона с легендарным Бьорном Джейсоном Линдом. И не будет преувеличением сказать, что именно Линд поспособствовал активному вовлечению Торбьорна в необозримое пространство нью-эйдж. К данной категории принадлежат такие показательные работы тандема, как "Inner Beauty" (2001) и "Clarity" (2007). Впрочем, фундамент будущих достижений был заложен гораздо раньше. Что подтверждается содержанием диска "Mannen". Определить направленность программы можно было бы термином "арт-релакс". Здесь Карлссон (единоличный автор всех девяти треков) ясно обозначил звуковые перспективы, что будут занимать его сознание на протяжении последующего десятилетия. С аранжировками произведений мастермайнду (гитары, мандолина, бас, перкуссия) помогал гуру нордических прогрессоров Бьорн Джейсон Линд (флейта, рекордер, клавишные). Плюс обойма сессионных исполнителей, включающая нескольких духовиков, клавишников, ударников, аккордеониста, альтиста и бэк-вокальное женское трио.
Стартовая точка - этюд "Ratagan", удачно сочетающий фольклорные интонации с пасторальной камерностью. Скромняга Торбьорн довольствуется положением ритм-гитариста, тогда как за орнаментальный узор отвечают Линд, аккордеонист Ханс Бекстрём и дивная хоральная троица в лице Элин Ланнемюр, Карины Гётберг и Мари-Элен Циммерман. Умиротворенная ностальгическая фреска "Evening sky, dear sister" по своим мелодическим характеристикам приближается к вещам с пластинки "Inner Beauty"; мягкая светлая магия, поддерживаемая флейтой, гобоем, синтезатором, фортепиано и, разумеется, акустической гитарой. Пьеса "Send in the flowers" не выходит за рамки формата "easy listening", но при этом заключает в себе множество нюансов неоклассического толка. Гитарно-флейтовый дуэт "Det ensamma trädet" наверняка порадует поклонников старины Бьорна, поскольку отнюдь не последняя роль тут отводится фирменным духовым "всполохам" маэстро. Титульная история - образчик предельной нью-эйджевой расслабленности, и только виртуозные обертоны волшебной флейты привносят в нее элемент оживления. Общим "штилевым" характером обладают расположенные следом композиции "From the sea" и "Till en fallen". Арабеска "Healing, hejallabarnen" выделяется за счет резковатых пассажей сопрано-саксофона от Андерса Бёрьессона. Замыкает картину эскиз для соло-гитары "Presence", исполненный Карлссоном в спокойных софт-джазовых тонах.
Резюмирую: уютный и негромкий релиз, лишенный всякого намека на "роковость". Музыка, позволяющая скрасить вечер трудного дня. Приятного прослушивания.

Комментариев нет: