2 янв. 2012 г.

Tonbruket "Dig it to the End" (2011)

Если кто и ведает, каким должен быть прогрессив ХХI столетия, так это шведы. Невероятная изобретательность здешних музыкантов давно уж сделалась притчей во языцех. Но даже среди наиболее "продвинутых" формаций встречаются гиперуникальные. Итак, знакомьтесь: супергруппа Tonbruket. Проект, основанный в 2009 году контрабасистом Даном Берглундом (Esbjörn Svensson Trio), стал подлинным идейным полигоном для артистов-экспериментаторов. В компанию к Берглунду подобрались другие знатные "мичуринцы": гитарист Юхан Линдстрём (Per "Texas" Johansson), органист/скрипач Мартин Хедерос (The Soundtrack of Our Lives) и ударник/перкуссионист Андреас Верлин (Wildbirds & Peacedrums). Выпустив в 2010 г. безымянный дебютный лонгплей, квартет поразил неширокую слушательскую аудиторию свежестью инструментальных решений и нестандартностью композиционных перспектив. Многие тогда задавались вопросом: что это - джаз или пост-рок? Ансамблисты же лишь хитро улыбались в ответ, продолжая потчевать публику образцами собственного творчества. И вот, по прошествии короткого срока - второй полнометражный CD "Dig it to the End". Комплексная, не имеющая четких сопоставлений программа, выполненная на стыке разнопородных элементов. По сути - истинный прог-рок, только взращенный в особых условиях четырьмя не в меру башковитыми ребятами.
Действуя с присущей им экстравагантностью, Tonbruket атакуют без разгона, первым же треком "Vinegar Heart" повергая в смятение. Аналоговая психоделия семидесятых дробится на части под напором трансовых электронных ритмов, окружается невидимым акустическим кольцом, плавно струится в потоке прифлойдованных слайд-пассажей Линдстрёма под накрапывающие хрустальные аккорды пиано... И вновь блистательный шумовой натиск: гипнотическая связка ударных и баса, внахлест соединяемая с безупречным энергетическим шквалом гитарных страстей. Вещь исключительной силы, без труда приковывающая к себе внимание. Идущая следом пьеса "Balloons" по характеристикам ближе к каноническим пост-роковым моделям (ровные, без изгибов и выпуклостей ритмические линии, дисторшированные риффы), однако и тут скандинавам удается сказать свое слово: клавишный фьюжн-рисунок Хедероса отличается интеллигентной мягкостью, а подобное в рамках означенного жанра - практически нонсенс. Трек "Decent Life" демонстрирует чудное слияние типичных неопсиходелических приемов с камерным минимализмом, представленным здесь диалогом скрипки и фоно. Нет нужды подробно останавливаться на каждой дорожке диска: словами и в малой степени не передать всей фантастичности саунд-пейзажей Tonbruket. Если же постараться выделить самые диковинные из череды заявленных номеров, то лично я отметил бы абстрактную джаз-рапсодию "Lighthouse", титульную авант-нойзовую фреску, энигматический блюз "Grandma´s Haze", вдохновленное сочинениями Мориса Равеля вкуснейшее болеро "Le Var", обогащенное бархатной интонацией "Хаммонда" от специально приглашенного Томаса Халлонстена. Меланхолично-дождливый финал "Draisine Song" греет душу настоящим арт-роковым соцветием: эмулированный звук меллотрона, электропиано, тонкий шелест перкуссии, аккуратные струнные обертоны... Да и прочие позиции заслуживают пристального изучения, ибо снабжены пусть неброскими, зато индивидуальными, неповторимыми мелодическими чертами.
Резюмирую: превосходный, глубокий и мощный релиз, созданный разносторонне одаренными людьми. Настоятельно рекомендую.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

интригующая рецензия. нужно знакомиться.
Марк

Анонимный комментирует...

при всей сомнительности (кроме хронологической)термина "прогрессив ХХI столетия", трудно несогласиться с Сергеем относительно "гиперуникальности" Tonbruket. пожалуй, единственное сравнение что пришло мне на ум, Kafra от Nigel Kennedy. ито не по жанровому сродству, а по трудноклассифицируемости материала и хождению на "сопредельные" музыкальные территории.

сам же альбом доставил больное удовольствие. спасибо.

Марк

Сергей Уваров комментирует...

Рад, что Вам понравилось, Марк. Понятие "прогрессив" я употребил намеренно, но не в привычном терминологическом варианте, а, скорее, в качестве некоего третьего ориентира на шкале музыкальных субжанровых координат (сам не понял, что написал; ну да ладно). В любом случае, команда великолепная и заслуживает пристального внимания.

С уважением,
С.

Avicenna комментирует...

Неземное удовольствие! Просто, ни с чем не сравнимое. Каждая композиция совершенно индивидуальна. Сравнивать их невозможно. нструменталисты-виртуозы. притом, что никаких супер-запилов на диске нет. И они не нужны. Праздник творчества! Спасибо огромное!